Пицунда

Пицунда

Пицунда – легендарный курорт в Абхазии, имевший совсем недавно всесоюзное значение, не утративший совей популярности и по сей день. Расположен в 40-ка километрах от границы с РФ.

Курорт находится на территории Пицундского заповедника, где сохранилась самая обширная в мире роща реликтовых пицундских сосен. Практически везде сосновый лес подступает вплотную к пляжам и морю, что создает особый экзотический колорит. Вода в данном районе считается самой чистой в бассейне Черного моря. Благодаря тому, что курорт находится в небольшой бухте, штормов и сильного волнения моря практически никогда не бывает.

Пляжный отдых, шикарная природа, лучшие на побережье экскурсии по уникальным местам Абхазии, – вот что манит их на отдых в Пицунду. Пицунда знаменита своими скульптурами, главными из которых являются “Ныряльщики”, “Каменная девушка” и скульптура Медеи. Они расположены на набережной и каждый желающий может сделать фото на память.

Любители активного отдыха найдут себе развлечения по душе в виде конных прогулок. На набережной предлагаются в прокат катамараны, водные мотоциклы, дельтапланы и многие другие развлечения. Одна из главных достопримечательностей курорта и его символов – храм IX века, в котором установлен орган, проводятся концерты органной музыки.

Пицунда – место благодатное, а по-тому и с давних времен заселенное у местных племен даже священное. Здесь под сенью реликтовых сосен на-ходится одно из 7 абхазских святи-лищ – Лдзаа-Ных. А неподалеку еще в VI–V вв. до н. э. неугомонные греки из Милета основали колонию Питиунт (от греческого «питиус» – сосна). Впервые она упоминается во II в. до н. э. Артемидором Эфесским. «Великий Питиунт» фигурирует на страницах сочинений Страбона на рубеже нашей эры. Это был богатый и процветающий город с превосходной гаванью. Гавань античного Питиунта находи-лась там, где сейчас болотистые озера Инкит и Анишхцара. Одни исследователи считают, что озера в те времена были морским заливом, и лишь позднее сформировалась естественная перемычка между ними и морем. Другие, наоборот, утверждают, что обитатели Питиунта создали гавань искусственно, соединив море с озерами каналом.

В I в. до н.э. город оказался под властью понтийского царя Митридата Евпатора, а потом в руках изгнавших его из Причерноморья римлян.

Вскоре вторжение местных племен заставило римлян убраться восвояси. Но через некоторое время они верну-лись, и на этот раз надежно укрепились, построив крепость с мощными стенами
и несколькими башнями. Внутри крепости археологи раскопали фундамент претория – специальной постройки, в которой размещалось армейское руко-водство (нечто вроде штаба). Это значит, что в Питиунте располагался центр командования римскими гарнизонами на Кавказском побережье.

Третий век нашей эры был наиболее драматичным для города. Он постоянно подвергался нападениям различных племен и воинственных соседей.
В IV в. снова восстанавливается потрепанная римская крепость, а за ее пределами появляется поселение, где селились отставные легионеры со своими семьями. На территории этого поселения был построен древнейший в восточном Причерноморье христианский храм. Полы храма украшала искусно выполненная мозаика. Она сохранилась, но экспонируется не в Пицунде, а в музее искусств в Тбилиси.

После раздела Римской Империи на Западную и Восточную Питиунт
оказывается в сфере влияния последней – Византии.
Начиная с первой половины VI в.,руководимая Юстинианом, Византия возобновляет интенсивное строительство. Но в середине того же века (542 г.), покидая город под угрозой вторжения персов, византийцы сами разрушают все, что было построено, дабы не дать врагу возможности укрепиться на новом месте. О более поздних временах мало что известно. В X–XIII вв., в эпоху единого Грузинского царства, Питиунт продолжает оставаться крупным и влиятельным городом.
В XIV в. генуэзцы основывают тут две колонии: Санта-София в Лдзаа и
Пецонда на мысу.
В XVI–XVIII вв., при турках, наступает эпоха упадка.
В 1930-х гг. на Пицундском мысу проводятся масштабные работы по осушению болот, и местность превращается в первоклассный курорт, начавший принимать не только советских отдыхающих, но и гостей из-за рубежа.

Пицундский собор

«Мне говорили об этом здании с восхищением, но впечатление, которое оно производит, превзошло мои ожидания» – под этой цитатой из записок французского путешественника начала XIX в. Дюбуа де Монпере можно подписаться и сегодня. Потому  Пицундский собор непременно вносим в список «Посетить обязательно».

Пицундский собор

В Абхазии множество храмов: от скромных миниатюрных церквушек, затерявшихся в горных зарослях, до таких внушительных, как Моквский собор. Но главный храм страны находится в Пицунде. Он имеет для Кавказа такое же значение, как Херсонес Таврический для Руси – отсюда начало распространяться христианство в регионе.

Пицундский собор Орган

728*90

По легенде, в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община. Сюда в III–IV в. н.э. римская администрация ссылала христиан. В маленьком городке, вдали от властей, никто не мешал им объединиться и совместно следовать избранной вере. По-немногу доверием к христианству прониклись и местные жители. На первом Всемирном соборе в Никее в 325 г. присутствовал епископ Стратофил из Питиунта – это уже не легенда, а установленный факт.

Сначала местная община пользовалась храмом на городище, тем самым, в котором были найдены мозаичные полы, экспонирующиеся сейчас в Тбилисском музее. Но после его разрушения город нуждался в новом. Им и стал монументальный собор, поднявшийся в самом центре Пицундского мыса. Точную дату его постройки не может
указать никто. Сколько исследователей, столько и датировок. Одни назы-вают VI в., другие – VIII–IX, а третьи – XI–XII. Бесспорно одно – это самый крупный храм средневековой Абхазии.
Несколько скучных, но важных архитектуроведческих деталей:
Храм крестовокупольный, трехапсидный, трехнефный. Размеры 39х25 м (по другим данным 43,3х22,7 м); внутренняя высота купола – 17 м, внешняя – 29; толщина стен – 1,5 м.

Очень любопытна технология его строительства. В качестве материа-ла использовался камень и кирпич. Нижняя часть постройки каменная. Выше среди каменной кладки начина-ют встречаться прослойки кирпичной. Чем выше, тем толще прослойки. И, наконец, верхняя часть полностью кирпичная. Что это? Оригинальное дизайнерское решение или конструктивный прием, имевший какой-то смысл, более важный, чем декоративный эффект.

Храм обладает потрясающей акустикой. Пение нескольких человек звучит в его зале так, будто поет огромный многоголосый хор.

После того, как Абхазия добилась независимости от Византии, Пицунда стала религиозным центром Абхазско-го царства. Здесь разместилась резиденция абхазских католикосов (духовный сан, равнозначный сану митрополита в православии). В XIV в. влияние Пицундского католикоса распространялось на всю Западную Грузию.

В XIV в. храм был основательно перестроен. Примерно в это же время вокруг него возводится и оборонительная стена. Давно было замечено, что выглядит она так, будто складывалась в спешке. Легенда так и объясняет: строили стену всем миром буквально за несколько дней – враг был уже близко, а поскольку на добычу строи- тельного камня времени уже не оста-валось, жители Пицунды разобрали по камушку соседний город. Легенда отражает реальные события. Когда по-требовалось укрепить территорию со-бора, действительно разобрали город, но… заброшенный. Для строительства использовался материал из развалин старого Питиунта.

ВXVII в. Пицундский храм опустел. Резиденция абхазских католикосов из-за угрозы турецкого нашествия и междоусобиц была перенесена из Пицунды в Гелати, туда же была доставлена и главная святыня – икона Пицундской Божьей Матери. С тех пор храм остался пустовать. Разве что местные жители приходили под его безмолвные стены давать клятвы. Да посещали его запо-рожские казаки, чтобы помолиться Господу перед походом на турок.

В XIX в. храм был отреставрирован, но, к сожалению, без учета его архитектурных и художественных особенностей. Как и во многих других памятниках, некоторые ценнейшие древние фрески были утрачены. Закрасить их оказалось проще, чем тратить силы и средства на восстановление.

В советские годы храм долго служил музеем. Интересно, что возможностью видеть памятник в первозданном виде мы обязаны советским реставраторам, обратившим внимание на древнюю кладку, проглядывавшую из-под штукатурки. В 1970-х гг. было решено штукатурку снять. Теперь посетители мо-гут видеть стены такими, какими они создавались изначально.

По прямому назначению храм в наши дни не используется. Богослужения там не идут. По вечерам под его сводами переливаются звуки органа. Пицундский собор считается одним из лучших органных залов на территории СНГ.

Добро пожаловать в Пицунду, и отдых в Абхазии станет для вас незабываемо прекрасным!

640*200
Оцените статью