Новый Афон

Буйная зелень, блеск золотых куполов, древние камни крепостных стен – это Новый Афон – самый опрятный и цивилизованный из абхазских городов. Пока что это единственный населенный пункт, где почти не видно переполняющей всю остальную страну разрухи и где можно отдыхать, не созерцая пустых оконных проемов и провалившихся крыш.

Новый Афон
Новый Афон

Здесь отличный пляж, вполне развитая инфраструктура. Кстати, если вы планируете привезти из Абхазии какие-либо сувениры, лучше всего покупать их здесь. Цены на сувенирных рынках Нового Афона не выше, чем в других местах, зато ассортимент намного шире. Новый Афон богат объектами привлекательными для туриста, ведь этот небольшой городок имеет свою давнюю историю.

3000 лет назад на месте города, а если точнее, на южном склоне Иверской горы, существовало поселение. Находки предметов античного времени говорят о том, что и в этот период жизнь здесь не затихала.

В первых веках нашей эры место это становится известным под названием Анакопия. А в IV–V вв. на вершине Иверской горы строится мощное для своего времени укрепление.

В VII – начале VIII вв. Анакопия была столицей подвластного Византии Абхазского княжества. В конце VIII в. абхазский вла-детель Леон II, воспользовавшись царившей в Византии неразбе-рихой и внутренними смутами, объявил свои земли независимы-ми и стал основателем Абхазского царства, а Анакопия сделалась его столицей. В XI в. из-за политических интриг местных власто-любцев Анакопия опять на 40 лет (с 1032 по 1073 г.) попадает под власть Византии, но потом вновь возвращает свой суверенитет.

Даже после того, как столица Абхазского царства была перенесена в Кутаиси, и после того, как Абхазия стала частью Грузии, Анакопия продолжала сохранять свое значение. Лишь с XIV в. она приходит в упадок, а в годы турецкого засилья Анакопия была столь сильно разрушена, что не просто утратила былое величие, а превратилась в банальные сельхозугодия, где крестьяне выращивали просо и пасли скот. Старое название забылось, и на руинах древней столицы приютилось небольшое поселение, называвшееся Псырцха (пихтовый источник). Возрождение города, но уже под другим именем, состоялось во второй половине XIX в., когда на этих землях был основан знаменитый Новоафонский мо-настырь.

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь к древним памятниками не относится. Его исто-рия началась в 1875 г., когда несколько монахов со знаменитого греческого Афона обратились к царскому правительству с просьбой о предоставлении им участка земли на Кавказском побережье для основания обители. Из ряда предложенных участков был выбран именно этот, где по легенде провел два последних года своей жизни святой Симон Канонит.

Не успели монахи обосноваться, как началась русско-турецкая война. Все, что построили, было разрушено. Разорение довершили местные жители, державшие обиду на иноков, поскольку дарованные им земли были отобраны у здешней крестьянской общины.

Спустя несколько лет монахи вернулись и снова принялись за дело. На этот раз весьма основательно. Царская администрация выделила им еще больше земель, и работа закипела. Монастырь быстро набирал силу и к концу XIX в. превратился в крупнейший православный центр. Его обширное хозяйство приносило немалый доход. У монастыря была собственная винодельня, плодовые сады и оливковые плантации, пасеки, скотоводческая ферма. На Каспии обитель арендовала рыбные промыслы, а на Черном море организовывала коммерческие грузоперевозки. Имелась даже собственная железная дорога с подаренным Александром III паровозом и небольшая гидроэлектростанция на р. Псырцха, одна из первых в России.

Новоафонский монастырь 2
Новоафонский монастырь

Не удивительно, что при таком размахе монастырь быстро разросся, превратившись в один из крупнейших религиозных центров. К концу XIX в. братия насчитывала около 700 человек, а поднявшийся на ровном месте архитектурный комплекс жилые, хозяйственные корпуса и 6 храмов. Самым монументальным из них был собор Святого Пантелеймона, построенный по проекту Н.Н. Никонова в так называемом нововизантийском стиле. Возводился он 12 лет (с 1888 по 1900 г.). Первый камень в фундамент храма был заложен лично Александром III.
Пантелеймоновский собор – самый высокий и вместительный храм Абхазии. Высота купола – 40 м, а внутри может одновременно находиться до 3000 человек.
Величайшей святыней считалась чудотворная икона Божьей Матери «Избавительница», перенесенная сюда с греческого Афона.
В монастырь отовсюду стекались паломники. К их услугам были две гостиницы: одна «для чистой публики», вторая
для простолюдинов. Надо заметить, что цены на постой были не совсем христианскими. Даже самый захудалый номер обходился 1 руб. в сутки.

В советское время монастырь закрыли, а его здания оказались частью санаторской территории.
Второе рождение обители состоялось в 1994 г. Некоторые постройки к этому времени находились в аварийном состоянии. В результате разрушения дренажной системы подвалы заливала вода – над памятником нависла угроза разрушения. В 2008 г. были произведены работы по осушению подтопленной территории, годом позже собор украсили новые позолоченные купола. Сейчас ведутся реставрационные работы.
Комплекс построек отличается нетипичным для церковной архитектуры разноцветием. Стены окрашены в теплые кирпично-охристые тона, над ними сияют позолотой купола, вокруг
разливается море субтропической растительности: эвкалипты, пальмы, бело-розовые шапки цветущих олеандров.
Через главные ворота можно попасть внутрь монастырского дворика, где находится соборная церковь. Ее внутреннее пространство еще не отреставрировано: среди чудесных фресок белеют проплешины осыпавшейся штукатурки,
нет блеска золотой утвари. В наше время главная монастырская реликвия – святой Чудотворный крест с
частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Анакопийская крепость
Анакопийская крепость,которая, по словам одного из грузинских летописцев, была главной крепостью Абхазии, занимает макушку Иверской горы (высота 345 м). Первые укрепления появились там в IV–V вв. Некоторые исследователи отождествляют их с упоминающейся у Прокопия Кесарийского крепостью Трахея, дотла разрушенной византийцами в 551 г., хотя по другой версии Трахея находилась в районе Гагры.

Во второй половине VII в. к строительству укрепления приложила руку Византия, опасавшаяся арабской экспансии. Каменные стены опоясали склоны горы, а на самой вершине разместилась цитадель, занимавшая площадку 83х37 м. Стены цитадели достигали метровой толщины, мощные башни позволяли вести обстрел противника. В 736–737 гг. укрепления Анако-пии выдержали полугодичную осаду 60-тысячной арабской армии. Неизвестно, сколько бы еще продержались защитники крепости, которых насчитывалось всего около 3 тысяч, но среди нападавших внезапно распространилась какая-то эпидемия, выкосившая за пару суток более половины войска. Остальные, напуганные и деморализованные, отступили. Год спустя об эту же крепость споткнулся еще один арабский полководец – Селейман-ибн-Исам. Больше на территории Абхазии арабы не появлялись.

В центре крепости находятся руины одноапсидной базилики, построенной в VII–VIII вв. на месте старого языческого капища. Стены ее сложены из известняковых блоков и крупных морских окатышей. По легенде именно в этой скромной церквушке до VIII в. находилась нерукотворная икона Иверской Богоматери.

Из общего фона построек несколько выбивается Дозорная башня, та самая, которую так хорошо видно снизу – с трассы и побережья. В том, что она отличается от остальных строений и архитектурным решением, и цветом, и тщательностью обработки камня, нет ничего удивительного, так как появилась она намного позже – при генуэз-ском господстве (XIV в.). Сейчас внутри восстановлены деревянные перекрытия и лестница. Обязательно поднимитесь на смотровую площадку на крыше башни. Как утверждают местные жители, оттуда видна вся Абхазия.

В XVII–XVIII вв. в крепости стоял турецкий гарнизон. Но никаких построек турки не оставили. Зато новоафонские монахи в конце XIX в. развернулись так, что чуть было не исказили облик памятника. На месте разрушенного храма они возвели открытую с трех сторон часовенку, спрятав ее, как матрешку, внутри древних стен. Насобирав на территории разновременных архитектурных фрагментов с резьбой по камню, они вмуровали их в одну стену, увенчав пояснительной надписью: «Древние остатки». Эта стена на-ходится как раз за часовенкой. Такие новшества большого вреда архитектурному ансамблю не нанесли, а может, даже удачно его дополнили. Но то, что монахи разобрали кладку одной из старинных башен, чтобы использовать камень для постройки гостиницы – на-стоящее варварство.

Некоторые исследователи приписывают монахам и сооружение знаменитого «неиссякаемого колодца», находящегося у боковой стены храма. Этот колодец – объект весьма загадочный. Родник на вершине – явление «из ряда вон». Обычно воды выходят на склонах или у подножия. Здесь же непонятно откуда берущаяся вода наполняет находящуюся под застройкой цистерну 6х5 м, причем уровень воды
в ней всегда постоянный. О происхождении источника нет единого мнения.
Кто-то считает, что его формируют карстовые воды, кто-то, что цистерна наполняется с помощью какого-то
древнего гидротехнического сооружения. Были предположения о старом водопроводе, по которому вода самотеком идет с соседней Афонской горы.Но строительство водовода длиной почти 1,5 км при пересеченном рельефе и 300-метровом перепаде высоты дело весьма непростое, да и вряд ли он продержался бы столько веков.
Один из исследователей предположил,что «неиссякаемый колодец» – дело рук все тех же монахов, разместивших под соседней постройкой водосборный резервуар, из которого дождевая вода, фильтруясь через слои песка и приобретая вкус родниковой, попадает в колодец. По его мнению, аргументом в пользу недавнего происхождения колодца служит наличие водосборной цистерны в цоколе Генуэзской башни. Если бы колодец уже существовал в те годы, зачем была бы нужна цистерна?

Келья Симона Канонита

Вход в келью Симона Канонита
Вход в келью Симона Канонита

По местной легенде здесь, в Анакопии, провел последние два года своей жизни (53–55 гг. н. э.) и был похоронен святой Симон Канонит, прибывший в эти края вместе с Андреем Первозванным и проповедовавший христианство среди населения Кавказа. Считается, что благодаря его проповедям местные жители прекратили практиковать людоедство и человеческие жертвоприношения. Занимался святой Симон и врачеванием, потому в его келью
приходят молиться о выздоровлении.
Келья эта прячется высоко на скале, в естественной пещерке. Как любят рассказывать экскурсоводы, святой добирался в свое жилище по скальному карнизу, а потом спускался в пещеру по веревке. Долгое время никто не подозревал, где находилось жилище
святого Симона, пока в конце XIX в. пещерку случайно не обнаружил кто-то из местных жителей. Келья была освящена в 1884 г. Силами местной христианской общины к ней подвели лестницу, чтобы паломники без риска могли подняться к святому месту. Симону Канониту молятся о здоровье и крепкой семье, он считается покровителем молодых семей. Две свечи прикладывают к иконе, потом одну из них зажигают и с молитвой ставят на
подсвечник, а другую забирают с собой и зажигают дома, если кто-то болеет.
Сейчас проход платный (150 руб.). По пути паломники проходят мимо камня с углублением, считающимся отпечатком
стопы святого, и мимо родника с водой,почитающейся целебной (у родника можно совершить омовение).

Надо заметить, что существует и альтернативная версия, согласно которой могила Симона Канонита находится не в Анакопии, а близ городка Никопсия, существовавшего в окрестностях современного Туапсе. А путаница произошла из-за сходства названий Анакопия и Никопсия.

Церковь святого Симона Канонита

Трехапсидный крестово-купольный храм. Построен в IX–X вв., в эпоху рас-цвета Абхазского царства. Позднее являлся епископской кафедрой, известной под названием Цхумской (Сухумской).

Церковь святого Симона Канонита
Церковь святого Симона Канонита

В XI–XII вв. внутренние помещения были богато украшены росписями.

При турецком господстве службы в церкви прекратились, здание было заброшено и превратилось в разбойничий притон. Древние фрески были повреждены, купол обвалился, а верхушка и стены постепенно заросли буйной растительностью. В XIX в. некий местный дворянин додумался разобрать часть стен для строительства собственного дома.
В 1881 г. за восстановление памятника взялись новоафонские монахи. Но,как у них это обычно выходило, принесли больше вреда, чем пользы: после их реконструкции остатки древних росписей исчезли под примитивной побелкой.
Серьезные реставрационные работы проведены здесь в 1956 г. Но сейчас здание снова нуждается в ремонте –
его подтопляют грунтовые воды. Потому храм закрыт, и осмотреть его можно только снаружи.

Искусственный водопад

Искусственный водопад Абхазия
Искусственный водопад

Рядом с церковью Симона Канонита с уступа срывается пенная стена мощного водопада. Водопад искусственный. Веб камера Водопада.
Сооружен он все теми же монахами, но не для красоты, а с более прозаическими хозяйственными целями.
Во-первых, плотина регулировала сток реки Псырцха и предохраняла низовья реки от разливов во время паводков, во-вторых, вода из сооруженного над плотиной пруда шла на орошение монастырских огородов и вращала жернова монастырской мельницы.
А с 1902 г. на этой плотине заработала одна из первых в России гидроэлектростанций, сооруженная монастырем.
Сооружение плотины способствовало и осушению болотистой местности в низовьях реки, в результате климат стал более здоровым. Там, где раньше разливались болота, кишевшие малярийными комарами, монахи устроили декоративные пруды.

Но кроме позитивных последствий этого строительства появились и негативные. При строительстве были допущены некоторые инженерные ошибки, и грунтовые воды стали подтапливать храм Симона Канонита, который уже в наше время пришлось закрыть на реставрацию.

Станция Псырцха

Самое лирическое место в Новом Афоне – заброшенная пригородная станция Псырцха, построенная в 1955 г. Она находится в ущелье между скал. Рельсы выходят из одного туннеля и исчезают в другом. Сами туннели, через которые давно никто не ездит, зарастают плющом и ежевикой, и их каменные стены проглядывают сквозь густой ковер зарослей.

Новый Афон

Когда-то это была самая красивая станция в СССР. Павильон ее частично стоял на платформе, а частично нави-сал над зеленой гладью пруда, словно пагода на японской гравюре. Очертания павильона, созданного в форме многогранника, действительно похожи на ажурную пагоду.

Станция Псырцха
Станция Псырцха


Сейчас Псырцха – любимое место прогулок отдыхающих. Здесь невероятно умиротворенно, даже несмотря на многолюдность и неухоженность…

Многие спрашивают – ходит ли поезд через заброшенную станцию Псырцха в Новом Афоне ходит, только без остановки на ней.

Дорога действующая. Большая просьба, будьте внимательными и ни в коем случае не заходите в тоннель❗просто некоторые в погоне за красочными кадрами пренебрегают безопасностью к сожалению.

Псырцхинская башня


Находится прямо на автобусной остановке. В народе ее часто называют Генуэзской, что, по мнению исследователей ошибочно, так как сооружена башня в XI–XIII вв. и входила в систему береговых оборонительных сооружений средневековой Анакопии. В конце XIX в. башня была встроена в здание гостиницы для состоятельных богомольцев, принадлежавшей монастырю. На ее стене можно видеть табличку, сообщающую, что в 1888 г. здесь останавливался А.П. Чехов. В 1922 г. здесь же останавливался К.Г. Паустовский.

Псырцхинская башня
Псырцхинская башня

Новоафонская пещера

Местным жителям давно известна карстовая полость на склоне Иверской горы, которую называют Бездонной ямой. Первым человеком, который сумел спуститься в нее, был 16-летний школьник Гиви Смыр. У него не было специального спелеологического снаряжения, только обычная веревка.
Тогда Гиви смог лишь заглянуть в подземный мир, до дна полости оставалось еще много метров спуска. Вскоре он вернулся сюда в отряде спелеологов.

Новоафонская пещера
Новоафонская пещера


Так в 1961 г. была открыта Новоафонская пещера.
В 1975 г. пещера была оборудована для посещения и стала популярным экскурсионным объектом. В ней 9 залов. Экскурсионный маршрут протяженностью 1,5 км проходит только через 6.

Новый Афон

Самый красивый последний зал – зал Апсны с гигантским кальцитовым «водопадом». А самый высокий – зал Спелеологов – его свод находится на высоте 97 м.
К началу маршрута посетителей доставляет подземный поезд, движущийся по искусственному туннелю протяженностью 1360м. Он же возвращает их обратно по окончании экскурсии.

Ущелье «Три котла»

Пресытившись рукотворными красотами, турист-походник обязательно захочет прикоснуться к чему-то природному. В Новом Афоне и это можно!

Мало кто знает, что в окрестностях Нового Афона есть очень интересное и полностью природное место. Официальных экскурсий к этому месту нет. Но сюда можно добраться и самостоятельно (пешком или на машине), а также договориться об экскурсии в частном порядке. От Нового Афона придется пройти или проехать порядка 3-4 км.

Ущелье Три котла удовлетворит вкусы самого взыскательного походника. Во-первых, путешествие по ущелью умеренно экстремальное: опасностей особых нет, но силу и сноровку приложить есть куда. Во-вторых, если вы не прожили полжизни в тропиках, здешняя природа будет для вас новинкой.

Дно каньона изборождено глубокими естественными ваннами-котлами. Отсюда и название. Только котлов не три, а больше. Те, кто бывал в Крыму, в Большом каньоне, знают, что на научном языке подобные образования называются эворзионными котлами, а создают их камушки, вращаемые по-током и действующие подобно абразиву, буравящему днище.

Ванны расположены по дну каньона. Средняя глубина котлов – 1,5-2 метра. Самые отважные могут там искупаться. Вода в ваннах всегда холодная, даже в самую сильную жару. Если приехать туда в хорошую погоду (когда нет дождей), то котлы будут наполнены чистейшей горной водой, в которой купаться одно удовольствие.

Подобные природные образования, которые по научному называются эворзионными котлами можно встретить в Крыму в Большом каньоне. Но абхазские котлы намного больше крымских.

Интересно, как же появляются такие природные образования? Оказывается такие котлы создают простые камушки, которые крутит водяной поток. Камни работают как абразив и буравят дно. С течением времени и образуются такие ванны.

Около каньона есть небольшое кафе, которое тоже называется “Три котла”. В нем довольно неплохо готовят. Можно просто выпить чашечку кофе или бокал местного вина и насладиться окружающей природой.

В данный момент вход к “Трем котлам” сделали платным (100 рублей). Это конечно минус. Но зато, спуск к каньону несколько облегчили – построили мостики, сделали перила. Рядом есть бесплатная стоянка для автотранспорта.

Кстати, по самому каньону путешествовать сложновато – хорошей дороги нет, есть спуски и подъемы, которые можно преодолеть держась за веревку. Тропинки могут быть скользкими.

Борта каньона покрыты пышной растительностью. Здесь и самшит с бородами мхов, и папоротники. А если пройти по руслу, можно оказаться у гротов, над которыми свисают ламбрекены из длинных плетей плюща. Хотите побывать в джунглях? Идите в Три котла!

Панорамный вид на ущелье «Три котла» в Абхазии:

Как добраться

Знакомство с достопримечательностями
Нового Афона может быть реализовано в двух вариантах.

Первый для тех, кто хочет все и сразу, готов измотаться до предела, но осмотреть
за один день все знаковые достопримечательности. В общем, этот вариант подойдет, если вы молоды, имеете хорошую физическую подготовку и всего один день на знакомство с городом. Если хоть одно из перечисленных условий выпадает, следует использовать вариант 2.
Неприятное, но важное замечание: не стоит ехать в Новый Афон с пустым кошельком. Большинство достопримечательностей тут платные. Кроме, пожалуй, монастыря, церкви Симона Канонита и заброшенной станции Псырцха.

ВАРИАНТ 1. Все и сразу за один день.

Интересный объект № 1.
Новоафонская пещера.
Если вы остановились не в самом Новом Афоне, а в другом городе, добираемся до поселка маршруткой. От Сухума маршрутка идет 35–45 минут и стоит 50 руб.
Выходим 1 на остановке «Ракушка», где остановочный павильон выполнен в форме морской раковины. Дальше пересекаем небольшую площадь с магазином и ларьками. От желтого ларька на углу уходит в сторону гор улица. Проходим по ней квартал и сворачиваем налево-вверх. Минут 5 подъема (слева ориентир – каменный забор), и прямо перед нами вырастает большое 3-этажное здание. В этом здании находится вход в Новоафонский пещерный комплекс.

Новоафонская пещера.
Новоафонская пещера.

Посещение пещеры платное – билет стоит 500 руб.

50 руб. за разрешение на фото и видеосъемку.

Маршрут мы не случайно начали с пещеры. Приходить сюда лучше с утра, часам к 9. Дело в том, что основная масса бронируется турфирмами.
А через кассу реализуются остатки. Поскольку экскурсии не приезжают рано, выше вероятность взять билет утром, пока организованный турист еще отдыхает.
Экскурсия по пещере длится 1,5 часа.

Интересный объект № 2.
Крепость.

Анакопийская крепость
Анакопийская крепость

После осмотра пещеры отправимся к достопримечательности №2 – Анакопийской крепости. Если мы повернемся к зданию пещеры лицом, нужная дорога будет слева. Это широкая асфальтированная улица без развилок, приводящая прямо
к кассе (вход в крепость платный – 150 руб.). Можно немного сократить путь, свернув у начала подъема на лестницу, она выведет на ту же дорогу.

Новый Афон
Анакопийская крепость

От кассы идет уже не асфальт, а грунтовка, но направление по-прежнему не вызывает сомнений. Подъем от пещеры до вершины занимает около часа. Летом там довольно жарко, потому обязателен головной убор.

Крепость находится на вершине Иверской горы. Поднявшись, вы увидите величественную крепостную стену, каменный колодец, два старинных храма, часовню – постройку ХІХ века, а также дозорную башню. Отсюда открывается удивительный вид.

Название крепости с абхазского языка переводится как «изрезанная», а греки почтительно именовали её «Трахея», что на греческом значит «сурово каменистая». Раньше цитадель не раз отражала набеги врагов, которые хотели захватить земли, служившие торговым путём.

Основана эта крепость была в V веке н.э., когда абхазские территории пытались завоевать мусульмане. Именно тогда начали возводить каменные стены, для отражения нападения противника. В VI веке н.э. эры арабы не раз пытались завоевать цитадель, но она оставалась неприступной. В память об этих сражениях здесь был основан храм в честь Пресвятой Богородицы.

Анакопийская крепость, Абхазия
Анакопийская крепость, Абхазия

Впоследствии крепость сильно пострадала, и лишь в ХІХ веке при российском протекторате началась реставрация Анакопии. Много труда вложили в благоустройство монахи Новоафонского монастыря. Они проложили здесь каменную дорогу, построили небольшую часовню, а чтобы было удобнее добираться, братия провела тут канатную дорогу. Вот уже много лет туристы с интересом изучают этот архитектурный памятник

Интересный объект № 3.
Ущелье «Три котла»

Если вы чувствуете себя в силах, можно посетить еще и ущелье «Три котла». Оно меньше раскручено, чем остальные достопримечательности, да и не все любят такой формат прогулки. Если вы ради красоты и эмоций готовы лазить по веревке (не высоко и не опасно), форсировать вброд наполненные водой ванны – вам там понравится.

Три котла в Абхазии
ущелье «Три котла»

Дорога к ущелью начинается от кассы Анакопийской крепости. Если вы спустились с крепости, то влево-вниз пойдет дорога к пещере, а 4 вправо – на каньон.

И наоборот, если вы пришли снизу, то вправо-вверх – в крепость, а влево – на каньон.

Дорога грунтовая. На каждом перекрестке поставлены указатели. Первый перекресток – влево-вниз, второй перекресток – опять влево-вниз. Третий – вправо (самая правая дорога, идущая без особого перепада высоты).

Указатели четко выводят к кассе, а вот дальше их нет. Вероятно, расплатившийся клиент – уже не клиент. До кассы помогли добраться, а в каньоне ищи дорогу сам. Здесь даже маркировку не удосужились сделать. Оказавшись на дне каньона, не-доумеваешь, в какую сторону двигаться дальше. Хорошо если встретятся люди, которые подскажут. А если не встретятся?..

Спустившись с каньон, поворачивайте направо, идите мимо шалманчика-кофейни. За ней увидите две глубокие, наполненные водой естественные ванны. Большинство туристов в этом месте задумчиво останавливаются, так как вброд ванны не перейти – только вплавь. Чтобы избавить себя от философских раздумий, посмотрите на борт каньона справа (левый орографический). Там среди зелени видна глинистая проплешина, а рядом веревка. Особых скалолазных навыков не требу-ется. Веревка служит лишь для страховки на скользком склоне. Выше начинается тропа, которая по борту ущелья обходит ванны и спускается в русло. Продолжаем путь по днищу каньона до следующей ван-ны. Не соблазняйтесь тропами, которые, вроде бы, обходят эту ванну поверху. Это следы неудачных попыток найти обход. Тропы теряются. Потому либо идем «на трении» по краю ванн, помня о принципе трех опор, либо разуваемся и обходим их по воде, тоже прижимаясь ближе к краю, где более мелко. Далее вновь по руслу до очередной непроходимой заводи. Здесь тупик – конечная точка. За заводью на-ходится пересыхающий водопад, но до-браться до него можно только пробираясь по грудь в воде.

Возвращаемся назад, к шалманчику.

В противоположную сторону от него имеется еще несколько ванн-котлов, но веревка спускается только к первому. Дальше спуск очень крут. Возвращаемся обратно к кассе у подъема в крепость.
Минимальная дневная норма выполнена, и можно со спокойной совестью отправляться на пляж, оставив остальные объекты на следующий день. А те, кто хочет большего, продолжают знакомство с Новым Афоном.
Их ждет церковь св. Симона Канонита.

Интересный объект № 4.
Церковь Симона Канонита.

Церковь Симона Канонита
Церковь Симона Канонита

Церковь Симона Канонита. Спускаемся к зданию пещеры, проходим вдоль него, оставляя
по правую руку. Вправо уходит дорога, по которой мы пришли. Она нам сейчас не нужна, мы идем прямо. Улица поворачивает вниз и спускается к площади, где слева кафе с большой террасой, а справа заброшенный продуктовый магазин. У кафе поворачиваем налево. И тут же увидим указатель 6 «Заповедник Симона Канонита». Идем по указателю, но не до конца (иначе не увидим церкви). Нам надо свернуть в первый проулок справа, куда спускается лестница. На домах вдоль лестницы написано: «Ул. Ладария».Спустившись, поворачиваем налево, проходим мимо туалета и идем вперед по
ул. Водопадной. Тут до церкви буквально несколько шагов. Сначала увидим сувенирный рынок, затем слева водопад.
По мостику переходим речку Псырцха и… церковь перед нами.

Интересный объект № 5.
Станция Псырцха.

Мимо водопада вверх ведет лестница. По ней выходим к заброшенной железнодорожной станции.

Интересный объект № 6.
Келья Симона Канонита.

Проходим по железнодорожной платформе до конца. У второго
туннеля 10 вход в заповедник св. Симона Канонита. Переходим через пути и снова оказываемся у кассы. Тут тоже платный вход. Платим 150 руб. и по тропе вдоль речки идем к келье святого. По пути будет источник, где можно совершить омовение и набрать святой воды. К самой пещерной келье поднимаемся по лестнице. Посещение заповедника занимает не более 30 минут.

Интересный объект № 7.
Новоафонский монастырь.

Возвращаемся обратно к церкви Св. Симона Канонита и направляемся к конечному пункту – Новоафонскому монастырю. Вдоль речки проходим до перекрестка. Сворачиваем налево и поднимаемся вверх по дороге, обрамленной кипарисами. Этот участок пути называется 13 «Царской аллеей». Здесь в 1888 г. Александр III соизволил прогуляться пешком. Вскоре увидим ступеньки.

Днем рядом с ними стоят торговцы сувенирами. Поднимаемся по ступенькам, поворачиваем направо, и мы на территории монастыря. Идем вдоль строений до площадки перед главным входом. Глав-ная церковь комплекса – собор святого Пантелеймона – находится внутри монастырского дворика… Вот и подошла к концу наша экскурсия. От главного входа спускаемся по асфальтированному серпантину и через 15–20 минут выходим к трассе на остановке «Пруды».

ВАРИАНТ 2. За два дня – для тех, кто не спешит.

Выгружаемся из маршрутки на остановке «Пруды». Проходим в сторону гор, забирая немного влево, потом вправо и оказываемся на асфальтированном серпантине, ведущем к монастырю.
После посещения храма отправляемся к церкви Св. Симона Канонита. Если мы вышли из монастырского двора и стоим спиной к входу, нам – направо. Огибаем постройки, выходим к лестнице с сувенирными ларьками. Спускаемся по лестнице и далее идем по улице. У реки поворачиваем направо.

Церковь Св. Симона Канонита перед нами. За ней искусственный водопад и лестница, ведущая на станцию Псырцха.

Далее, как в варианте 1: поднимаемся по лестнице, осматриваем станцию, проходим до конца платформы, пересекаем пути и оказываемся в заповеднике Св. Симона Канонита, где есть святой источник и пещерная келья.

Карта Нового Афона

Новый Афон
Христианские святыни Нового Афона

Оцените статью