В феврале 2020 года мы с мужем и восьмилетним сыном решили отдохнуть на горнолыжном курорте.
Выбрали Домбай в Карачаево-Черкесии — просто потому, что его посоветовала коллега, которая была там несколько лет назад. Муж и сын до поездки на Домбай никогда не катались.
В статье расскажу, сколько денег ушло на поездку и получилось ли поставить семью на лыжи и сноуборд. Еще опишу трассы, подъемники и условия проката горнолыжного оборудования.
- Потратили за неделю на троих в 2020 году — 136 640 Р
- Когда ехать
- Как добраться до Домбая
- Маршрут
- Бензин
- Деньги
- Трассы Домбая
- Подъемники
- Стоимость ски-пассов для новой канатной дороги
- Цены на билеты на старой кресельной канатной дороге
- Прокат оборудования
- Инструктор
- Одежда для катания
- Жилье и парковка
- Еда
- Что привезти из Домбая
- Детали
- Если что-то случилось
- Главное
- Горнолыжный курорт Домбай на панорамах Google. Maps
Потратили за неделю на троих в 2020 году — 136 640 Р
Апартаменты в поселке Домбай, 5 ночей | 31 000 Р |
Кафе в дороге и на Домбае | 19 620 Р |
Одежда и аксессуары для катания | 19 253 Р |
Подъемники, 4 дня | 19 000 Р |
Бензин | 17 928 Р |
Инструкторы | 7000 Р |
Прокат лыж, сноуборда и ботинок | 6900 Р |
Гостиницы в дороге | 5000 Р |
Продукты в магазинах | 3555 Р |
Платные дороги | 1664 Р |
Прочие расходы | 1570 Р |
Парковка в Домбае, 5 дней | 1500 Р |
Чай в качестве сувениров | 1500 Р |
Транспондер | 1150 Р |


Когда ехать
Самый холодный месяц на Домбае — январь, самый теплый — август. Вершины гор покрыты снегом круглый год.
Горнолыжный сезон на курорте длится с начала декабря по середину апреля. Снег в горах выпадает в октябре, но для комфортного катания нужен толстый снежный покров на склонах.
Пока мы были в поселке Домбай, три дня светило яркое солнце. На четвертый день мы застали снегопад. Погода в горах изменилась стремительно: только что было светло, а потом за мгновение набежали облака, повалил снег, и следующие 10 минут вообще ничего не было видно — сплошная белая стена. Пришлось останавливаться на склоне. Потом облака так же быстро разошлись и опять выглянуло солнце.
Летом тоже можно приехать в Домбай, чтобы насладиться природой. Поселок расположен на территории Тебердинского заповедника, 85% площади которого находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря. На территории — 180 озер и водопады, 290 видов животных и 1200 видов растений. Там есть пешеходные маршруты, а на подъемнике можно добраться до пика Мусса-Ачитара — горы высотой 3200 метров.

Как добраться до Домбая
К выбору транспорта до Домбая мы подошли осознаннее, чем к выбору самого курорта. Рассматривали все варианты: на машине, самолете и поезде.
Автомобиль. Путешествовать на машине удобно: ты не зависишь от общественного транспорта и можешь взять с собой сколько хочешь вещей. Мы любим автопутешествия и с легкостью преодолеваем 450 километров в день. Часто ездим по маршруту Москва — Нижний Новгород.
Кратчайший путь из Москвы до Домбая лежит по трассе М4 «Дон» через Воронеж и Ростов-на-Дону. Нужно преодолеть 1623 километра. Если ехать без остановок, путь займет 18—19 часов. До этого мы не путешествовали так далеко, но решили, что и до Домбая доберемся с удовольствием.
За две недели до поездки мы купили новый автомобиль — на нем и отправились. Перед путешествием в автосервис не заезжали, проверили только давление в шинах, и Вольво не подвела. В следующем разделе расскажу, как мы построили маршрут на машине и что нужно учесть перед поездкой.
Самолет. Из Москвы за 2—2,5 часа можно долететь до Минеральных Вод — там находится ближайший к Домбаю аэропорт. Прямые рейсы есть у авиакомпаний Utair, Nordstar, «Победа», S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и «Якутия». Билет туда-обратно стоит от 3498 Р. Есть варианты с пересадками, но они внезапно стоят дороже — от 6055 Р. Время стыковки между рейсами — от 8 часов.
Я проверила, сколько стоят перелеты, которые подходят нашей семье. Невозвратные билеты Utair в обе стороны на троих с багажом обошлись бы нам в 24 765 Р.
Расстояние от Минеральных Вод до Домбая — 218 километров. Трансфер из аэропорта до Домбая на легковой машине стоит 3500 Р. Если вы предупредите, что у вас свои лыжи или сноуборд, вам подадут автомобиль с рейлингами — креплениями на крыше для перевозки спортивного инвентаря.
На поезде из Москвы добираются до Невинномысска — города в 178 километрах от Домбая. Время в пути в зависимости от маршрута поезда составляет от 20,5 до 32 часов. Билет в плацкартный вагон стоит от 1729 Р, в купе — от 2392 Р.
Трансфер из Невинномысска стоит столько же, сколько из Минеральных Вод, — 3500 Р за машину. Расстояние меньше, но дороги хуже.
Маршрут
Мы не читали форумы для путешественников, а просто выбрали самый короткий маршрут Москва — Домбай по трассе М4 с платными участками дороги. По пути туда заночевали в Аксае, а на обратном остановились в Павловске.
Протяженность такого маршрута — 1623 километра. Время в дороге по карте — 19 часов. Чтобы не сбиться с пути, мы пользовались приложением «Яндекс-навигатор».
Если выбрать маршрут без платных участков, расстояние увеличится на 73 километра и составит 1696 километров. В дороге придется провести на 4 часа больше: 23 часа вместо 19. На пути встретится больше населенных пунктов, где скорость движения ниже, также будут участки с неровной дорогой.
По совету друзей, которые каждый год ездят в Краснодар, мы заранее купили транспондер — устройство для бесконтактной оплаты проезда по платной дороге. Оно экономит время в пути: для машин с транспондером выделены отдельные полосы в пунктах оплаты. Еще устройство дает водителю скидку 5—15% от стоимости проезда. В январе 2020 года мы потратили на транспондер 1150 Р. Сейчас аналогичный стоит 1250 Р.

Стоимость проезда по платным дорогам зависит от длины участков, дня недели и времени, когда вы по ним едете. Мы узнавали о размере оплаты на сайте «Автодора». Там указаны тарифы для машин с транспондером и без него. А на сайте по продаже устройств есть калькулятор для расчета ориентировочной стоимости поездки.
Мы проехали 25 пунктов оплаты в обе стороны. В целом за поездку преодолели 1304 километра платных дорог, за что заплатили 1664 Р. В среднем один километр обошелся в 1,3 Р.
За одну поездку на Домбай устройство не окупилось, но мы сэкономили 249 Р. О его покупке не пожалели, особенно когда летом отправились в Крым и быстро проезжали пункты оплаты.
Чтобы сэкономить еще немного, сразу после покупки транспондера зарегистрируйтесь в личном кабинете и пополните счет. После списания с него денег на счете начнут копиться баллы, за которые можно купить скидку на следующую поездку.
Так, за путешествие в феврале мы накопили 2500 баллов. 31 июля за 2000 баллов через личный кабинет купили скидку 7%. 1 августа отправились в новую поездку по платным дорогам и платили за проезд меньше.

Путь на Домбай. Мы выехали из Москвы в воскресенье в 05:30. За 10,5 часа преодолели 1072 километра — с учетом шести остановок по 5—10 минут на отдых и перекус.
Когда мы планировали поездку, предполагали, что приедем в Аксай около 19:00—20:00, поужинаем и ляжем спать. Но добрались гораздо быстрее и были на месте уже к 16:00: зимой дороги оказались свободнее, чем летом. На заправках и в пунктах оплаты проезда по платным участкам очередей тоже не было.
По итогам дороги в сторону Домбая я сделала такой вывод: не стоит бронировать номер для ночевки на трассе заранее. Сложно предугадать, сколько километров вы проедете за день, да и гостиниц по дороге много. Мы находили свободные места даже в августе 2020 года, когда полстраны уехало в Сочи и Крым.
На следующий день, в понедельник, мы выехали из гостиницы в Аксае в 07:15 и в 14:00 добрались до Домбая. За 6 часов 45 минут проехали 551 километр, останавливались четыре раза.
Возвращение в Москву. Мы выехали из поселка Домбай в субботу в 10:00. В этот раз гостиницу заранее не бронировали, хотя точно знали, что будем где-то ночевать. В итоге в 22:00 мы остановились в Павловске в Воронежской области.
За 12 часов в первый день мы проехали 943 километра и сделали восемь остановок. Дорога была очень тяжелой: снегопад, гололед, сильный боковой ветер. Во второй день преодолели 691 километр за 8 часов и с пятью остановками.
Бензин
На 3257 километров дороги нам потребовалось 336 литров бензина ЭКТО с октановым числом 95. Мы потратили на него 17 928 Р. Средний расход топлива составил 10,3 литра на 100 километров.
Мы заправлялись на «Лукойле»: пользовались картой лояльности, копили баллы. За поездку нам начислили 27 435 баллов, которые при списании с карты конвертируются в 274,35 Р.
На маршруте много заправок разных компаний — без бензина не останешься. А вот жидкостью для омывания стекол лучше запастись заранее. Она расходуется очень быстро, когда идет снег или дождь.


Деньги
Платить везде картой не получится, нужно взять с собой наличные. Половину покупок мы оплачивали картой, другую — наличными. Картой смогли расплатиться в гостинице, в кафе и на канатной дороге в поселке. Наличные пригодились на склоне: на канатке для оплаты бугельных подъемников и работы инструкторов, при покупке сувениров в горах, в кафе. В магазине в поселке терминал был, но не работал. Даже в тех местах, где принимают карты, делают это очень неохотно — до последнего просят поискать наличные.
В поселке мы отыскали только один банкомат — Сбербанка. Он расположен в зоне посадки первой очереди новой канатной дороги, откуда отправляется гондола. Других банкоматов в поселке мы не нашли.

Трассы Домбая
Мы понимали, что едем на старый курорт. Кто-то из знакомых до поездки сказал мне: «В Домбае сервиса нет, но там лучшие горы и виды». Вот с таким настроем мы и отправились в путешествие — и все пять дней наслаждались красотой. Даже туалет на улице у подъемников не омрачил наш отдых.
В горах Домбая очень красиво: разнообразные высокие пики и такая мощь — словами не передать. Обязательно остановишься посередине трассы на спуске — хорошо, что склоны широкие, есть где пофотографировать и отдохнуть. А воздух там свежий и чистый.
Общая протяженность трасс Домбая — около 25 километров. На большей их части кататься комфортно: они расположены на склонах с умеренным наклоном и без бугров. Трассы в хорошем состоянии, равняются ратраками — специальными машинами на гусеницах.
Трассы делятся по уровням сложности.
Зеленые трассы рассчитаны на начинающих. Для лыжников и сноубордистов без опыта есть широкий учебный склон с тремя параллельными трассами на высоте 2550 метров. Сын все дни катался на этом склоне, а мы с мужем к концу первого дня перешли на более сложную трассу «Югославка».
Синие трассы — средний уровень сложности. Основная, «Югославка», — это длинная широкая трасса с несколькими сложными спусками, которые чередуются с относительно пологими участками, где можно немного отдохнуть. Она проходит под неработающей канатно-кресельной одноименной дорогой, выходит к учебному склону и продолжается до высоты 2270 метров. По «Югославке» мы катались большую часть времени. На один спуск и подъем уходило в среднем 30—40 минут, сил хватало на 5—6 таких кругов в день.

Красные трассы — высокого уровня сложности. Они начинаются на отметке 3200 метров, проходят через высоту 3035 метров и заканчиваются на 2270 метрах. Самая популярная точка начала катания — 3035 метров. Мы спустились по этой трассе только однажды. Мне на ней было сложнее, чем на «Югославке»: пришлось преодолеть несколько узких мест, множество крутых склонов и поворотов.
К экстремальной трассе можно отнести спуск с высоты 2270 метров в поселок. Дорога проходит через лес. Новичкам там кататься не советуют.


Подъемники
На курорте несколько подъемников, они принадлежат разным частным собственникам, поэтому единого ски-пасса нет. Канатные дороги делят на новую и старую. Еще на учебном склоне есть бугельные подъемники.
Опытным райдерам хватит новой канатной дороги, на всех участках которой действует один ски-пасс. По этой дороге добираются до трасс среднего и высокого уровня сложности.
Чтобы попасть на учебный склон, начинающие лыжники и сноубордисты на высоте 2270 метров пересаживаются с новой канатки на старую, для которой покупают отдельный билет.

Новый комплекс канатных дорог достроили в 2008 году. К нему относят три очереди.
Первая — дорога с гондолами на восемь мест — поднимается из поселка на высоту 2270 метров. Там большинство лыжников пересаживаются на канатку второй очереди. Обычно спортсмены используют гондольную дорогу два раза в день: утром, чтобы добраться из поселка до трасс, и вечером, чтобы вернуться в отель или апартаменты.
Вторая очередь — дорога с креслами на шесть мест — поднимается с 2270 до 3035 метров. Там начинаются две трассы: «Югославка» средней сложности и вторая высокой сложности — она без названия. Эти трассы идут по разным сторонам склона, но заканчиваются в одной точке — у станции посадки на шестикреселку на высоте 2270 метров.
Третья очередь — канатка с креслами на четыре места — поднимается с 3035 до 3168 метров. Это макушка горы. На нее садятся те, кто готов скатиться с вершины по сложной трассе до отметки 3035 метров, откуда начинаются две менее сложные трассы, о которых я рассказала выше.
Гондолы и кресла на новой дороге чистые и современные: в Красной Поляне такие же. Снаружи гондол есть карманы для лыж, внутри — мягкие сиденья. Двери кабинок открываются и закрываются автоматически. Ехать в них приятно.
На три очереди новой канатной дороги продают единый абонемент — ски-пасс — на целый день или полдня. Стоимость в будни ниже, чем в выходные и праздники. Есть льготные билеты для детей от 3 до 10 лет, взрослых от 65 лет и участников боевых действий при предъявлении удостоверения.
Мы катались на трассах разной степени сложности, до которых добирались на старых и новых подъемниках. Поэтому не покупали ски-пассы на новую канатку и платили за каждый спуск и подъем: так получилось дешевле. Если учебный склон не нужен, выгоднее брать ски-пасс.
Стоимость ски-пассов для новой канатной дороги
Срок действия ски-пасса | Стоимость взрослого билета | Цена льготного билета |
---|---|---|
Полдня с пятницы по воскресенье и в праздничные дни | 1500 Р | 1000 Р |
1 день с понедельника по четверг | 1800 Р | 1150 Р |
1 день с пятницы по воскресенье и в праздничные дни | 2000 Р | 1300 Р |
3 дня | 5200 Р | 3250 Р |
7 дней | 10 800 Р | 7050 Р |
10 дней | 15 000 Р | 9900 Р |
12 дней | 18 000 Р | 11 800 Р |
Подъемники работают не только для катающихся: в горы приезжают и полюбоваться видами. В безоблачную погоду с высоты 3200 метров можно увидеть Эльбрус. Для этого советую купить разовый билет на спуск и подъем на все три очереди новой канатки. В феврале 2020 года его продавали со скидкой: билет для взрослого стоил 1150 вместо 1300 Р, а льготный — 700 вместо 800 Р.


К старой канатной дороге относят маятниковую и пять очередей кресельной дороги.
Маятниковая дорога идет параллельно гондольной и также доставляет лыжников из поселка на высоту 2270 метров. Маятниковую дорогу, как и гондольную, используют два раза в день: утром и вечером после катания. Зоны посадки и высадки этих дорог находятся в 100 метрах друг от друга, поэтому почти все отдыхающие пользуются новой гондолой: это быстрее и удобнее.
На маятниковой дороге две кабины, которые движутся по канатам: одна вверх, другая вниз. Каждая вмещает до 35 пассажиров. Пока не наберется человек 15, кабинка не поедет. Длина дороги — 1970 метров, время в пути — 8 минут.
Ради забавы мы один раз спустились со склона в кабинке по маятниковой дороге, потому что она один в один как в фильме «Лунный гонщик» про Джеймса Бонда, а я большой поклонник бондианы. Мы ждали 10 минут, пока наберется достаточное количество человек, чтобы поехать. Один подъем и спуск стоит 400 Р на человека, цена не зависит от возраста.

Старая кресельная канатная дорога состоит из пяти очередей. Вторая не работает. Райдеры пользуются в основном четвертой и пятой очередью — это канатки с двухместными креслами. На схеме они обозначены как ККД-4 и ККД-5. Четвертая очередь идет с отметки 2270 метров до учебного склона на высоте 2550 метров. Пятая очередь поднимает лыжников с учебного склона на высоту 3002 метра.
Каждый день мы садились в гондолу на новой канатке, потом пересаживались на старую двухкреселку ККД-4 и доезжали до учебного склона. Там брали лыжи и сноуборд, оставляли сына под присмотром инструктора и поднимались на старой канатке ККД-5 до начала трассы «Югославка». Скатывались с нее и снова садились на ККД-5. Я не увидела смысла в других очередях на старой канатке: по новой дороге отдыхающие добираются до тех же высот, но с гораздо большим комфортом.

Маятниковую дорогу построили в 1987 году, а старую кресельную канатку еще раньше — в 1970-х. Состояние этих дорог соответствует возрасту: у кресел жесткие холодные сиденья, а у некоторых нет защитной перекладины, которую надо опускать, чтобы не выпасть. Первые несколько раз подниматься было страшно, особенно я боялась за ребенка. А потом привыкли. Лыжник со стажем подсказал нам, что вместо защитной перекладины на кресле в выемки для нее можно положить лыжные палки. Так и делали.
В зоне посадки и высадки на старой дороге стоят операторы и помогают сесть в кресла или сойти с них. Один раз у меня скрестились лыжи, и я упала при сходе с канатки. Работник станции подхватил меня и помог встать. Старая канатка при нас не ломалась.
Цены на билеты на старой кресельной канатной дороге
Тип билета | Стоимость взрослого билета | Цена билета для ребенка до 9 лет |
---|---|---|
Один подъем и спуск на каждом участке канатки | 250 Р | 200 Р |
Однодневный абонемент на все четыре подъемника: ККД-1, ККД-3, ККД-4, ККД-5 | 1600 Р | 1300 Р |
В прайсе не указана цена ски-пасса на ККД-5, но в кассе у подъемника нам продавали такой однодневный абонемент за 800 Р. После оплаты мы получали картонки, на которых от руки была написана дата и поставлена синяя печать. Мне попадались кусочки от упаковки чая «Дилма» и «Брук-бонд».

Бугельный подъемник — это трос, за который лыжники хватаются и без усилий поднимаются к началу трассы. На учебном склоне «Поляна тусовок» три таких подъемника. Их не относят ни к старой, ни к новой канатной дороге — проезд на них нужно оплачивать отдельно.
Стоимость одного подъема на бугеле для ребенка — 30 Р, для взрослого — 40 Р. Можно купить безлимитный дневной абонемент: детский стоит 500 Р, взрослый — 700 Р. При этом контролер на подъемнике их не проверяет — просто запоминает лица.
За все время на Домбае мы пользовались разными подъемниками и потратили на них 19 000 Р. Каждый день платили по 5—11 раз на общую сумму от 3860 до 6040 Р.
В будние дни отдыхающих меньше, чем в выходные, и очередей на подъемники практически нет: за 10—15 минут мы садились на все канатки. На станции посадки на гондолу больше всего людей было утром — с 09:30 до 10:30.

Прокат оборудования
Пункты проката оборудования расположены в самом поселке, рядом с зоной посадки на канатную дорогу на территории рынка и в горах на станциях, где останавливаются подъемники.
Аренда комплекта для одного человека стоит 550—600 Р в день, цена для взрослых и детей одинаковая. В него входят лыжные ботинки, палки и лыжи или ботинки и сноуборд. Еще в прокате можно взять горнолыжные очки, шлем, перчатки, комбинезон, штаны, санки и рации.
Работники проката помогают правильно подбирать обмундирование — от этого зависит качество и безопасность катания. Если что-то не подойдет, сможете бесплатно поменять. Оборудование находится в приличном состоянии.
Мы брали два комплекта с лыжами и один со сноубордом в разных прокатах. Потратили 6900 Р на оборудование за весь отпуск.
В первый день мы отдали за каждый комплект по 600 Р. Чтобы не тратить время на подбор ботинок и лыж в оставшиеся дни, мы заплатили за три дня вперед и попросили скидку. Нам уступили 300 Р. На лыжное оборудование для двоих мы потратили 3300 Р. Сноуборд с ботинками для сына брали в другом прокате, на его аренду ушло еще 1800 Р, там скидку не дали.
В качестве залога за снаряжение просят водительские права или паспорт — один документ на всю семью. Свою обувь оставляют в прокате просто под лавкой.

Инструктор
Я раньше каталась на горных лыжах, а муж и сын нет, поэтому мы решили взять им занятия с инструктором.
Инструкторов найти просто: их контакты есть на тематических сайтах о Домбае, например на dombaj.ru, на информационных щитах на учебных склонах и в пунктах проката. Когда я подтверждала бронирование в гостинице, попросила у администратора телефон проверенного инструктора — так нашла первого учителя. Контакт второго нам дали в пункте проката.
Стоимость одного часа работы инструктора со взрослым — 2000 Р, с ребенком — 2500 Р. Сын занимался два часа, а мужу хватило одного, чтобы понять, как кататься.

Во время занятий инструктор показывает технику катания, рассказывает о правилах безопасности и поведения в горах: «Кто выше едет, тот следит за всем, что происходит ниже».
Первые полчаса на сноуборде дались сыну очень тяжело. Он не мог даже просто стоять на нем. Я успела подумать, что нас попросят забрать ребенка, чтобы он не мучился. Но инструктор смогла найти подход к сыну и объяснить ему технику катания. Талант учителя и огромное желание ребенка освоить сноуборд сделали свое дело: к концу первого часа обучения сын поехал. В следующий раз возьмем для него больше занятий, чтобы отработать технику на учебном склоне и перейти на самую легкую трассу под контролем инструктора.

Одежда для катания
Для активного зимнего отдыха понадобятся непродуваемые и водоотталкивающие куртка, брюки и перчатки. При падении или торможении попой под куртку набивается снег, поэтому я рекомендую надевать брюки с высокой посадкой или на лямках с дополнительным слоем на пояснице для защиты спины от переохлаждения.
Под верхнюю одежду желательно надеть термобелье: оно греет и отводит влагу от тела при интенсивных тренировках. В ветреную погоду для тепла на термобелье надевают флисовую кофту.
Часть одежды и аксессуаров до поездки у нас уже была. Расскажу, что приобрели дополнительно.
В «Спортмастере» мы купили сыну куртку для сноуборда, мужу — горнолыжную куртку и брюки. Потратили на это 10 734 Р. В «Декатлоне» взяли три пары очков Wedze G-Tmax 400 по 799 Р и чехлы к ним по 99 Р. Там же купили шапки на флисе, вязаные воротники на шею и флисовые кофты. На это ушло еще 5825 Р. В феврале в обоих спортивных магазинах были сезонные распродажи.
Эти расходы на сумму 19 253 Р я включила в общую стоимость поездки, хотя купленные вещи мы носим не только на Домбае.
Ботинки мы брали в прокате, об этом я рассказала выше.
Еще отдельно отмечу косметику для защиты кожи от холода. Я советую взять с собой кремы для лица и рук, а также гигиеническую помаду, даже если обычно вы ею не пользуетесь: такие мелочи в Домбае купить сложно.


Жилье и парковка
Поселок Домбай расположен на высоте 1600 метров. Там хаотичная застройка и ощущение, будто попадаешь в прошлое. Но есть большой выбор жилья — гостиниц и апартаментов. Сетевых отелей в поселке нет. Жилье ищут на «Букинге» и «Авито». Цена зависит от сезона и количества человек.
Мы выбрали апартаменты «Вершина» в многоэтажном здании, в 250 метрах от канатной дороги. У квартир в этом доме не один владелец, поэтому под названием «Вершина» есть несколько предложений от разных собственников. За пять ночей мы заплатили 31 000 Р. В феврале 2021 года цена подросла до 45 000 Р.
При бронировании в «Вершине» нельзя выбрать конкретную квартиру — нам достались апартаменты на седьмом этаже с видом на горы. В квартире площадью 50 м2 не было межкомнатных стен, но продумано зонирование: спальная зона, гостиная с большим обеденным столом, кухня. В ванной комнате — душевая кабина и стиральная машина. Еще в апартаментах была сушилка для белья и полы с подогревом — это огромный плюс, потому что с трасс все приходят мокрые.
Мы остались довольны квартирой: в ней было все необходимое, а из окон открывался шикарный вид на горы. Мы с мужем считаем, что именно этот вид помог получить хорошее общее впечатление о Домбае. До сих пор вспоминаем, как утром пили кофе на застекленном балконе и смотрели на великолепные заснеженные вершины.
Отдельно мы заплатили за охраняемую парковку для машины — 1500 Р за пять ночей. Она была расположена во внутреннем дворе нашей гостиницы. Бесплатно машину на улице оставить негде: поселок маленький, вдоль двухполосной дороги стоят запрещающие знаки.


Еда
Кафе есть на любой высоте, рядом с зонами посадки и высадки на канатной дороге. Каждый день мы обедали в кафе «Поднебесье» на учебном склоне. Еда там простая вроде борща и плова, но вкусная. Обед обходился нам в 1700—1750 Р на троих. Обычно заказывали три супа, три салата, чайник облепихового чая и десерт.
На склонах мы находились с 10:00 до 16:00—17:00, поэтому заходили в кафе не только на обед, но и чтобы перекусить. Брали чай, печенье и лимонад. За четыре дня на перекусы потратили 2220 Р.
У входа в кафе на курорте оборудованы места для лыж и сноубордов — это очень удобно. Внутри кафе есть умывальники для рук, а туалеты — на улице.

Мы три раза ужинали в кафе, которые выбирали на «Трипэдвайзоре». Наше мнение не совпало с выбором сервиса: лучшим тогда считалось кафе «Шумка», но нам в нем не понравилось. За три супа, два салата, картошку фри, традиционный пирог хычин и напитки мы заплатили 2600 Р. Еда нам показалась очень жирной, а обслуживание — долгим. Еще в счет были включены чаевые в размере 10% от суммы чека.
Еще два раза вечером ходили в кафе «У Зули». Там была вкусная еда, быстрое обслуживание, несмотря на большое количество столов и полную посадку. Забронировать стол «У Зули» заранее нельзя.
На первый ужин в этом кафе мы заказали много блюд. Цены были такие: помидоры с брынзой — 250 Р, харчо — 400 Р, овощное блюдо на основе баклажанов аджапсандали — 400 Р, хычин с мясом — 750 Р, грибы, овощи и баранина на мангале — 1500 Р, напитки из бара — 300 Р. За все заплатили 3150 Р. Второй ужин в кафе «У Зули» обошелся нам в 2800 Р.
Продукты. В Домбае нет привычных нам супермаркетов. В 200 метрах от наших апартаментов был один продуктовый магазин с ограниченным ассортиментом. В нем получится купить только самые необходимые продукты местных производителей: хлеб, молоко, сливочное и растительное масло, сыр, яйца, колбасу, творог и печенье. Товары знакомых брендов я на полках не увидела. За пять дней нашего пребывания завоза в магазин не было.
Если хотите чего-то более изысканного, например слабосоленой рыбы с руколой, авокадо и помидором, придется привезти их с собой. Мы взяли из дома для завтраков упаковку молотого кофе, овсянку и три пятилитровые бутыли питьевой воды на 600 Р.
Каждое утро и два раза вечером мы ели в апартаментах. На продукты для завтраков и ужинов мы потратили 2955 Р: покупали хлеб, молоко, картошку, сосиски, консервированный зеленый горошек, майонез и лимонад.
Что привезти из Домбая
Магниты и тарелки, пуховые платки и тапочки продаются в горах у подъемников и в поселке. Но мы предпочитаем привозить из поездок практичные подарки, поэтому ценами на стандартные сувениры не интересовались.
На мини-рынке в поселке всем родственникам и друзьям мы купили по пакету домбайского чая — это сбор трав из чабреца, душицы, мяты, донника, малины, зверобоя, земляники, иван-чая, барбариса и шиповника. Один пакет чая стоит 50 Р, три отдают за 100 Р. Мы набрали на 1500 Р.

Детали
Развлечения. С наступлением темноты поселок будто замирает. На улицах темно и тихо, шумят только на катке. Там работают несколько простых аттракционов вроде спуска по канату и проходит бесплатная дискотека, мы слышали песни группы «Руки вверх». Рядом с катком есть небольшие горки, с которых катаются на ватрушках.
Мобильная связь и интернет. У меня симкарта «Билайна», у мужа — МТС. У обоих связь была стабильной как в дороге из Москвы, так и на Домбае. Мы не покупали дополнительные пакеты услуг, все работало в рамках наших тарифных планов.
В поселке мобильный интернет не такой шустрый, как в Москве, но на экране телефона я видела 4G. В горах звонки работали, а вот интернета практически не было. Иногда сеть появлялась — и сообщения скопом приходили в мессенджеры.
Вайфай работал во всех кафе, где мы были: в поселке и на трассах.
Если что-то случилось
+7 8782 26-01-00 — круглосуточный телефон доверия МЧС по Карачаево-Черкесской Республике.
+7 8782 23-90-60 — Карачаево-Черкесский поисково-спасательный отряд МЧС им. В. М. Дзераева.
+7 928 380-47-42, +7 928 028-64-63 — спасательная служба в Домбае.
+7 8782 29-27-98 — телефон доверия ГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике.
+7 8782 29-27-96 — дежурная часть ГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике.
+7 928 388-86-74, +7 918 710-56-80 — травмпункт в Домбае.
+7 8787 95-82-63 — амбулатория в Домбае.
*390 — служба аварийных комиссаров на трассе М4 «Дон».
8-800-707-23-23, *2323 с мобильного телефона — информационный контактный центр «Автодора», если возникнут проблемы с транспондером.
112 — единый номер службы спасения.
Главное
- Настройтесь на не очень развитый сервис. Но его могут компенсировать великолепные виды, свежий воздух и хороший снег.
- Учтите, что в будние дни людей на трассах меньше.
- Если собираетесь большой компанией и хотите жить в одной гостинице, бронируйте жилье за несколько месяцев. Гостиниц много, но они небольшие.
- Проверьте техническое состояние автомобиля.
- Подготовьте всю экипировку. Если что-то забудете, выбирать на месте придется из узкого ассортимента. Вряд ли такие покупки будут в радость.
- Возьмите с собой настольные игры: досуг придется организовывать самим.
- Купите препараты, предотвращающие укачивание в транспорте, если кто-то плохо переносит дорогу.
- Не забудьте наличные.