Сколько стоит съездить на машине из Москвы на Домбай

В феврале 2020 года мы с мужем и восьмилетним сыном решили отдохнуть на горнолыжном курорте.

Выбрали Домбай в Карачаево-Черкесии — просто потому, что его посоветовала коллега, которая была там несколько лет назад. Муж и сын до поездки на Домбай никогда не катались.

В статье расскажу, сколько денег ушло на поездку и получилось ли поставить семью на лыжи и сноуборд. Еще опишу трассы, подъемники и условия проката горнолыжного оборудования.

Потратили за неделю на троих в 2020 году — 136 640 Р

Апартаменты в поселке Домбай, 5 ночей31 000 Р
Кафе в дороге и на Домбае19 620 Р
Одежда и аксессуары для катания19 253 Р
Подъемники, 4 дня19 000 Р
Бензин17 928 Р
Инструкторы7000 Р
Прокат лыж, сноуборда и ботинок6900 Р
Гостиницы в дороге5000 Р
Продукты в магазинах3555 Р
Платные дороги1664 Р
Прочие расходы1570 Р
Парковка в Домбае, 5 дней1500 Р
Чай в качестве сувениров1500 Р
Транспондер1150 Р
Сколько стоит съездить на машине из Москвы на Домбай
Сколько стоит съездить на машине из Москвы на Домбай

Когда ехать

Самый холодный месяц на Домбае — январь, самый теплый — август. Вершины гор покрыты снегом круглый год.

Горнолыжный сезон на курорте длится с начала декабря по середину апреля. Снег в горах выпадает в октябре, но для комфортного катания нужен толстый снежный покров на склонах.

Пока мы были в поселке Домбай, три дня светило яркое солнце. На четвертый день мы застали снегопад. Погода в горах изменилась стремительно: только что было светло, а потом за мгновение набежали облака, повалил снег, и следующие 10 минут вообще ничего не было видно — сплошная белая стена. Пришлось останавливаться на склоне. Потом облака так же быстро разошлись и опять выглянуло солнце.

Летом тоже можно приехать в Домбай, чтобы насладиться природой. Поселок расположен на территории Тебердинского заповедника, 85% площади которого находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря. На территории — 180 озер и водопады, 290 видов животных и 1200 видов растений. Там есть пешеходные маршруты, а на подъемнике можно добраться до пика Мусса-Ачитара — горы высотой 3200 метров.

По пути к Домбаю ехали по Тебердинскому государственному заповеднику
По пути к Домбаю ехали по Тебердинскому государственному заповеднику

Как добраться до Домбая

К выбору транспорта до Домбая мы подошли осознаннее, чем к выбору самого курорта. Рассматривали все варианты: на машине, самолете и поезде.

Автомобиль. Путешествовать на машине удобно: ты не зависишь от общественного транспорта и можешь взять с собой сколько хочешь вещей. Мы любим автопутешествия и с легкостью преодолеваем 450 километров в день. Часто ездим по маршруту Москва — Нижний Новгород.

Кратчайший путь из Москвы до Домбая лежит по трассе М4 «Дон» через Воронеж и Ростов-на-Дону. Нужно преодолеть 1623 километра. Если ехать без остановок, путь займет 18—19 часов. До этого мы не путешествовали так далеко, но решили, что и до Домбая доберемся с удовольствием.

За две недели до поездки мы купили новый автомобиль — на нем и отправились. Перед путешествием в автосервис не заезжали, проверили только давление в шинах, и Вольво не подвела. В следующем разделе расскажу, как мы построили маршрут на машине и что нужно учесть перед поездкой.

Самолет. Из Москвы за 2—2,5 часа можно долететь до Минеральных Вод — там находится ближайший к Домбаю аэропорт. Прямые рейсы есть у авиакомпаний Utair, Nordstar, «Победа», S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и «Якутия». Билет туда-обратно стоит от 3498 Р. Есть варианты с пересадками, но они внезапно стоят дороже — от 6055 Р. Время стыковки между рейсами — от 8 часов.

Я проверила, сколько стоят перелеты, которые подходят нашей семье. Невозвратные билеты Utair в обе стороны на троих с багажом обошлись бы нам в 24 765 Р.

Расстояние от Минеральных Вод до Домбая — 218 километров. Трансфер из аэропорта до Домбая на легковой машине стоит 3500 Р. Если вы предупредите, что у вас свои лыжи или сноуборд, вам подадут автомобиль с рейлингами — креплениями на крыше для перевозки спортивного инвентаря.

На поезде из Москвы добираются до Невинномысска — города в 178 километрах от Домбая. Время в пути в зависимости от маршрута поезда составляет от 20,5 до 32 часов. Билет в плацкартный вагон стоит от 1729 Р, в купе — от 2392 Р.

Трансфер из Невинномысска стоит столько же, сколько из Минеральных Вод, — 3500 Р за машину. Расстояние меньше, но дороги хуже.

Маршрут

Мы не читали форумы для путешественников, а просто выбрали самый короткий маршрут Москва — Домбай по трассе М4 с платными участками дороги. По пути туда заночевали в Аксае, а на обратном остановились в Павловске.

Протяженность такого маршрута — 1623 километра. Время в дороге по карте — 19 часов. Чтобы не сбиться с пути, мы пользовались приложением «Яндекс-навигатор».

Если выбрать маршрут без платных участков, расстояние увеличится на 73 километра и составит 1696 километров. В дороге придется провести на 4 часа больше: 23 часа вместо 19. На пути встретится больше населенных пунктов, где скорость движения ниже, также будут участки с неровной дорогой.

По совету друзей, которые каждый год ездят в Краснодар, мы заранее купили транспондер — устройство для бесконтактной оплаты проезда по платной дороге. Оно экономит время в пути: для машин с транспондером выделены отдельные полосы в пунктах оплаты. Еще устройство дает водителю скидку 5—15% от стоимости проезда. В январе 2020 года мы потратили на транспондер 1150 Р. Сейчас аналогичный стоит 1250 Р.

Транспондер приклеивают на лобовое стекло внутри автомобиля. В пункте оплаты нужно снизить скорость до 30 км/ч, и деньги спишутся со счета автоматически. Источник: tpass.me
Транспондер приклеивают на лобовое стекло внутри автомобиля. В пункте оплаты нужно снизить скорость до 30 км/ч, и деньги спишутся со счета автоматически. Источник: tpass.me

Стоимость проезда по платным дорогам зависит от длины участков, дня недели и времени, когда вы по ним едете. Мы узнавали о размере оплаты на сайте «Автодора». Там указаны тарифы для машин с транспондером и без него. А на сайте по продаже устройств есть калькулятор для расчета ориентировочной стоимости поездки.

Мы проехали 25 пунктов оплаты в обе стороны. В целом за поездку преодолели 1304 километра платных дорог, за что заплатили 1664 Р. В среднем один километр обошелся в 1,3 Р.

За одну поездку на Домбай устройство не окупилось, но мы сэкономили 249 Р. О его покупке не пожалели, особенно когда летом отправились в Крым и быстро проезжали пункты оплаты.

Чтобы сэкономить еще немного, сразу после покупки транспондера зарегистрируйтесь в личном кабинете и пополните счет. После списания с него денег на счете начнут копиться баллы, за которые можно купить скидку на следующую поездку.

Так, за путешествие в феврале мы накопили 2500 баллов. 31 июля за 2000 баллов через личный кабинет купили скидку 7%. 1 августа отправились в новую поездку по платным дорогам и платили за проезд меньше.

Сколько стоит съездить на машине из Москвы на Домбай
Тарифы на проезд по платным участкам дороги. На сайте «Автодора» видно, за какую дистанцию и в каком регионе нужно платить. На трассе эти участки не обозначаются. Источник: avtodor-tr.ru

Путь на Домбай. Мы выехали из Москвы в воскресенье в 05:30. За 10,5 часа преодолели 1072 километра — с учетом шести остановок по 5—10 минут на отдых и перекус.

Когда мы планировали поездку, предполагали, что приедем в Аксай около 19:00—20:00, поужинаем и ляжем спать. Но добрались гораздо быстрее и были на месте уже к 16:00: зимой дороги оказались свободнее, чем летом. На заправках и в пунктах оплаты проезда по платным участкам очередей тоже не было.

По итогам дороги в сторону Домбая я сделала такой вывод: не стоит бронировать номер для ночевки на трассе заранее. Сложно предугадать, сколько километров вы проедете за день, да и гостиниц по дороге много. Мы находили свободные места даже в августе 2020 года, когда полстраны уехало в Сочи и Крым.

На следующий день, в понедельник, мы выехали из гостиницы в Аксае в 07:15 и в 14:00 добрались до Домбая. За 6 часов 45 минут проехали 551 километр, останавливались четыре раза.

Возвращение в Москву. Мы выехали из поселка Домбай в субботу в 10:00. В этот раз гостиницу заранее не бронировали, хотя точно знали, что будем где-то ночевать. В итоге в 22:00 мы остановились в Павловске в Воронежской области.

За 12 часов в первый день мы проехали 943 километра и сделали восемь остановок. Дорога была очень тяжелой: снегопад, гололед, сильный боковой ветер. Во второй день преодолели 691 километр за 8 часов и с пятью остановками.

Бензин

На 3257 километров дороги нам потребовалось 336 литров бензина ЭКТО с октановым числом 95. Мы потратили на него 17 928 Р. Средний расход топлива составил 10,3 литра на 100 километров.

Мы заправлялись на «Лукойле»: пользовались картой лояльности, копили баллы. За поездку нам начислили 27 435 баллов, которые при списании с карты конвертируются в 274,35 Р.

На маршруте много заправок разных компаний — без бензина не останешься. А вот жидкостью для омывания стекол лучше запастись заранее. Она расходуется очень быстро, когда идет снег или дождь.

По пути на горнолыжный курорт много красивых видов. Этот — в 70 километрах от Домбая
По пути на горнолыжный курорт много красивых видов. Этот — в 70 километрах от Домбая
Федеральная трасса E50 в районе Армавира в Краснодарском крае. Приятно ехать по четырехполосной дороге с разделительным барьером и хорошим асфальтом
Федеральная трасса E50 в районе Армавира в Краснодарском крае. Приятно ехать по четырехполосной дороге с разделительным барьером и хорошим асфальтом

Деньги

Платить везде картой не получится, нужно взять с собой наличные. Половину покупок мы оплачивали картой, другую — наличными. Картой смогли расплатиться в гостинице, в кафе и на канатной дороге в поселке. Наличные пригодились на склоне: на канатке для оплаты бугельных подъемников и работы инструкторов, при покупке сувениров в горах, в кафе. В магазине в поселке терминал был, но не работал. Даже в тех местах, где принимают карты, делают это очень неохотно — до последнего просят поискать наличные.

В поселке мы отыскали только один банкомат — Сбербанка. Он расположен в зоне посадки первой очереди новой канатной дороги, откуда отправляется гондола. Других банкоматов в поселке мы не нашли.

Вечером в Домбае тоже красиво
Вечером в Домбае тоже красиво

Трассы Домбая

Мы понимали, что едем на старый курорт. Кто-то из знакомых до поездки сказал мне: «В Домбае сервиса нет, но там лучшие горы и виды». Вот с таким настроем мы и отправились в путешествие — и все пять дней наслаждались красотой. Даже туалет на улице у подъемников не омрачил наш отдых.

В горах Домбая очень красиво: разнообразные высокие пики и такая мощь — словами не передать. Обязательно остановишься посередине трассы на спуске — хорошо, что склоны широкие, есть где пофотографировать и отдохнуть. А воздух там свежий и чистый.

Общая протяженность трасс Домбая — около 25 километров. На большей их части кататься комфортно: они расположены на склонах с умеренным наклоном и без бугров. Трассы в хорошем состоянии, равняются ратраками — специальными машинами на гусеницах.

Трассы делятся по уровням сложности.

Зеленые трассы рассчитаны на начинающих. Для лыжников и сноубордистов без опыта есть широкий учебный склон с тремя параллельными трассами на высоте 2550 метров. Сын все дни катался на этом склоне, а мы с мужем к концу первого дня перешли на более сложную трассу «Югославка».

Синие трассы — средний уровень сложности. Основная, «Югославка», — это длинная широкая трасса с несколькими сложными спусками, которые чередуются с относительно пологими участками, где можно немного отдохнуть. Она проходит под неработающей канатно-кресельной одноименной дорогой, выходит к учебному склону и продолжается до высоты 2270 метров. По «Югославке» мы катались большую часть времени. На один спуск и подъем уходило в среднем 30—40 минут, сил хватало на 5—6 таких кругов в день.

Схема горнолыжных трасс Домбая. Источник: dombaj.ru
Схема горнолыжных трасс Домбая. Источник: dombaj.ru

Красные трассы — высокого уровня сложности. Они начинаются на отметке 3200 метров, проходят через высоту 3035 метров и заканчиваются на 2270 метрах. Самая популярная точка начала катания — 3035 метров. Мы спустились по этой трассе только однажды. Мне на ней было сложнее, чем на «Югославке»: пришлось преодолеть несколько узких мест, множество крутых склонов и поворотов.

К экстремальной трассе можно отнести спуск с высоты 2270 метров в поселок. Дорога проходит через лес. Новичкам там кататься не советуют.

Инструктор рекомендует переходить на трассу «Югославка» после учебного склона
Инструктор рекомендует переходить на трассу «Югославка» после учебного склона
Рядом со всеми трассами есть кафе и пункты проката
Рядом со всеми трассами есть кафе и пункты проката

Подъемники

На курорте несколько подъемников, они принадлежат разным частным собственникам, поэтому единого ски-пасса нет. Канатные дороги делят на новую и старую. Еще на учебном склоне есть бугельные подъемники.

Опытным райдерам хватит новой канатной дороги, на всех участках которой действует один ски-пасс. По этой дороге добираются до трасс среднего и высокого уровня сложности.

Чтобы попасть на учебный склон, начинающие лыжники и сноубордисты на высоте 2270 метров пересаживаются с новой канатки на старую, для которой покупают отдельный билет.

Карта-схема канатных дорог Домбая.
Карта-схема канатных дорог Домбая.

Новый комплекс канатных дорог достроили в 2008 году. К нему относят три очереди.

Первая — дорога с гондолами на восемь мест — поднимается из поселка на высоту 2270 метров. Там большинство лыжников пересаживаются на канатку второй очереди. Обычно спортсмены используют гондольную дорогу два раза в день: утром, чтобы добраться из поселка до трасс, и вечером, чтобы вернуться в отель или апартаменты.

Вторая очередь — дорога с креслами на шесть мест — поднимается с 2270 до 3035 метров. Там начинаются две трассы: «Югославка» средней сложности и вторая высокой сложности — она без названия. Эти трассы идут по разным сторонам склона, но заканчиваются в одной точке — у станции посадки на шестикреселку на высоте 2270 метров.

Третья очередь — канатка с креслами на четыре места — поднимается с 3035 до 3168 метров. Это макушка горы. На нее садятся те, кто готов скатиться с вершины по сложной трассе до отметки 3035 метров, откуда начинаются две менее сложные трассы, о которых я рассказала выше.

Гондолы и кресла на новой дороге чистые и современные: в Красной Поляне такие же. Снаружи гондол есть карманы для лыж, внутри — мягкие сиденья. Двери кабинок открываются и закрываются автоматически. Ехать в них приятно.

На три очереди новой канатной дороги продают единый абонемент — ски-пасс — на целый день или полдня. Стоимость в будни ниже, чем в выходные и праздники. Есть льготные билеты для детей от 3 до 10 лет, взрослых от 65 лет и участников боевых действий при предъявлении удостоверения.

Мы катались на трассах разной степени сложности, до которых добирались на старых и новых подъемниках. Поэтому не покупали ски-пассы на новую канатку и платили за каждый спуск и подъем: так получилось дешевле. Если учебный склон не нужен, выгоднее брать ски-пасс.

Стоимость ски-пассов для новой канатной дороги

Срок действия ски-пассаСтоимость взрослого билетаЦена льготного билета
Полдня с пятницы по воскресенье и в праздничные дни1500 Р1000 Р
1 день с понедельника по четверг1800 Р1150 Р
1 день с пятницы по воскресенье и в праздничные дни2000 Р1300 Р
3 дня5200 Р3250 Р
7 дней10 800 Р7050 Р
10 дней15 000 Р9900 Р
12 дней18 000 Р11 800 Р

Подъемники работают не только для катающихся: в горы приезжают и полюбоваться видами. В безоблачную погоду с высоты 3200 метров можно увидеть Эльбрус. Для этого советую купить разовый билет на спуск и подъем на все три очереди новой канатки. В феврале 2020 года его продавали со скидкой: билет для взрослого стоил 1150 вместо 1300 Р, а льготный — 700 вместо 800 Р.

Красная кабина ездит по маятниковой канатной дороге, серая гондола — по новой канатке
Красная кабина ездит по маятниковой канатной дороге, серая гондола — по новой канатке
Вид из наших апартаментов на поселок Домбай
Вид из наших апартаментов на поселок Домбай

К старой канатной дороге относят маятниковую и пять очередей кресельной дороги.

Маятниковая дорога идет параллельно гондольной и также доставляет лыжников из поселка на высоту 2270 метров. Маятниковую дорогу, как и гондольную, используют два раза в день: утром и вечером после катания. Зоны посадки и высадки этих дорог находятся в 100 метрах друг от друга, поэтому почти все отдыхающие пользуются новой гондолой: это быстрее и удобнее.

На маятниковой дороге две кабины, которые движутся по канатам: одна вверх, другая вниз. Каждая вмещает до 35 пассажиров. Пока не наберется человек 15, кабинка не поедет. Длина дороги — 1970 метров, время в пути — 8 минут.

728*90

Ради забавы мы один раз спустились со склона в кабинке по маятниковой дороге, потому что она один в один как в фильме «Лунный гонщик» про Джеймса Бонда, а я большой поклонник бондианы. Мы ждали 10 минут, пока наберется достаточное количество человек, чтобы поехать. Один подъем и спуск стоит 400 Р на человека, цена не зависит от возраста.

Кабина на маятниковой канатной дороге. Слева — плакат с информацией, где искать инструкторов
Кабина на маятниковой канатной дороге. Слева — плакат с информацией, где искать инструкторов

Старая кресельная канатная дорога состоит из пяти очередей. Вторая не работает. Райдеры пользуются в основном четвертой и пятой очередью — это канатки с двухместными креслами. На схеме они обозначены как ККД-4 и ККД-5. Четвертая очередь идет с отметки 2270 метров до учебного склона на высоте 2550 метров. Пятая очередь поднимает лыжников с учебного склона на высоту 3002 метра.

Каждый день мы садились в гондолу на новой канатке, потом пересаживались на старую двухкреселку ККД-4 и доезжали до учебного склона. Там брали лыжи и сноуборд, оставляли сына под присмотром инструктора и поднимались на старой канатке ККД-5 до начала трассы «Югославка». Скатывались с нее и снова садились на ККД-5. Я не увидела смысла в других очередях на старой канатке: по новой дороге отдыхающие добираются до тех же высот, но с гораздо большим комфортом.

Двухкресельная канатная дорога ККД-4. Время подъема по ней — 6,5 минуты
Двухкресельная канатная дорога ККД-4. Время подъема по ней — 6,5 минуты

Маятниковую дорогу построили в 1987 году, а старую кресельную канатку еще раньше — в 1970-х. Состояние этих дорог соответствует возрасту: у кресел жесткие холодные сиденья, а у некоторых нет защитной перекладины, которую надо опускать, чтобы не выпасть. Первые несколько раз подниматься было страшно, особенно я боялась за ребенка. А потом привыкли. Лыжник со стажем подсказал нам, что вместо защитной перекладины на кресле в выемки для нее можно положить лыжные палки. Так и делали.

В зоне посадки и высадки на старой дороге стоят операторы и помогают сесть в кресла или сойти с них. Один раз у меня скрестились лыжи, и я упала при сходе с канатки. Работник станции подхватил меня и помог встать. Старая канатка при нас не ломалась.

Цены на билеты на старой кресельной канатной дороге

Тип билетаСтоимость взрослого билетаЦена билета для ребенка до 9 лет
Один подъем и спуск на каждом участке канатки250 Р200 Р
Однодневный абонемент на все четыре подъемника: ККД-1, ККД-3, ККД-4, ККД-51600 Р1300 Р

В прайсе не указана цена ски-пасса на ККД-5, но в кассе у подъемника нам продавали такой однодневный абонемент за 800 Р. После оплаты мы получали картонки, на которых от руки была написана дата и поставлена синяя печать. Мне попадались кусочки от упаковки чая «Дилма» и «Брук-бонд».

Режим работы новой и старой канатной дороги одинаковый. Очереди на посадку в кабинки есть, но они небольшие и быстро движутся: за 10—15 минут мы садились на любой подъемник
Режим работы новой и старой канатной дороги одинаковый. Очереди на посадку в кабинки есть, но они небольшие и быстро движутся: за 10—15 минут мы садились на любой подъемник

Бугельный подъемник — это трос, за который лыжники хватаются и без усилий поднимаются к началу трассы. На учебном склоне «Поляна тусовок» три таких подъемника. Их не относят ни к старой, ни к новой канатной дороге — проезд на них нужно оплачивать отдельно.

Стоимость одного подъема на бугеле для ребенка — 30 Р, для взрослого — 40 Р. Можно купить безлимитный дневной абонемент: детский стоит 500 Р, взрослый — 700 Р. При этом контролер на подъемнике их не проверяет — просто запоминает лица.

За все время на Домбае мы пользовались разными подъемниками и потратили на них 19 000 Р. Каждый день платили по 5—11 раз на общую сумму от 3860 до 6040 Р.

В будние дни отдыхающих меньше, чем в выходные, и очередей на подъемники практически нет: за 10—15 минут мы садились на все канатки. На станции посадки на гондолу больше всего людей было утром — с 09:30 до 10:30.

Учебный склон с бугельными подъемниками
Учебный склон с бугельными подъемниками

Прокат оборудования

Пункты проката оборудования расположены в самом поселке, рядом с зоной посадки на канатную дорогу на территории рынка и в горах на станциях, где останавливаются подъемники.

Аренда комплекта для одного человека стоит 550—600 Р в день, цена для взрослых и детей одинаковая. В него входят лыжные ботинки, палки и лыжи или ботинки и сноуборд. Еще в прокате можно взять горнолыжные очки, шлем, перчатки, комбинезон, штаны, санки и рации.

Работники проката помогают правильно подбирать обмундирование — от этого зависит качество и безопасность катания. Если что-то не подойдет, сможете бесплатно поменять. Оборудование находится в приличном состоянии.

Мы брали два комплекта с лыжами и один со сноубордом в разных прокатах. Потратили 6900 Р на оборудование за весь отпуск.

В первый день мы отдали за каждый комплект по 600 Р. Чтобы не тратить время на подбор ботинок и лыж в оставшиеся дни, мы заплатили за три дня вперед и попросили скидку. Нам уступили 300 Р. На лыжное оборудование для двоих мы потратили 3300 Р. Сноуборд с ботинками для сына брали в другом прокате, на его аренду ушло еще 1800 Р, там скидку не дали.

В качестве залога за снаряжение просят водительские права или паспорт — один документ на всю семью. Свою обувь оставляют в прокате просто под лавкой.

Справа от нас на первом этаже — пункт проката оборудования, а на втором — кафе
Справа от нас на первом этаже — пункт проката оборудования, а на втором — кафе

Инструктор

Я раньше каталась на горных лыжах, а муж и сын нет, поэтому мы решили взять им занятия с инструктором.

Инструкторов найти просто: их контакты есть на тематических сайтах о Домбае, например на dombaj.ru, на информационных щитах на учебных склонах и в пунктах проката. Когда я подтверждала бронирование в гостинице, попросила у администратора телефон проверенного инструктора — так нашла первого учителя. Контакт второго нам дали в пункте проката.

Стоимость одного часа работы инструктора со взрослым — 2000 Р, с ребенком — 2500 Р. Сын занимался два часа, а мужу хватило одного, чтобы понять, как кататься.

Сын с инструктором на учебном склоне
Сын с инструктором на учебном склоне

Во время занятий инструктор показывает технику катания, рассказывает о правилах безопасности и поведения в горах: «Кто выше едет, тот следит за всем, что происходит ниже».

Первые полчаса на сноуборде дались сыну очень тяжело. Он не мог даже просто стоять на нем. Я успела подумать, что нас попросят забрать ребенка, чтобы он не мучился. Но инструктор смогла найти подход к сыну и объяснить ему технику катания. Талант учителя и огромное желание ребенка освоить сноуборд сделали свое дело: к концу первого часа обучения сын поехал. В следующий раз возьмем для него больше занятий, чтобы отработать технику на учебном склоне и перейти на самую легкую трассу под контролем инструктора.

Сын в восемь лет освоил катание на сноуборде
Сын в восемь лет освоил катание на сноуборде

Одежда для катания

Для активного зимнего отдыха понадобятся непродуваемые и водоотталкивающие куртка, брюки и перчатки. При падении или торможении попой под куртку набивается снег, поэтому я рекомендую надевать брюки с высокой посадкой или на лямках с дополнительным слоем на пояснице для защиты спины от переохлаждения.

Под верхнюю одежду желательно надеть термобелье: оно греет и отводит влагу от тела при интенсивных тренировках. В ветреную погоду для тепла на термобелье надевают флисовую кофту.

Часть одежды и аксессуаров до поездки у нас уже была. Расскажу, что приобрели дополнительно.

В «Спортмастере» мы купили сыну куртку для сноуборда, мужу — горнолыжную куртку и брюки. Потратили на это 10 734 Р. В «Декатлоне» взяли три пары очков Wedze G-Tmax 400 по 799 Р и чехлы к ним по 99 Р. Там же купили шапки на флисе, вязаные воротники на шею и флисовые кофты. На это ушло еще 5825 Р. В феврале в обоих спортивных магазинах были сезонные распродажи.

Эти расходы на сумму 19 253 Р я включила в общую стоимость поездки, хотя купленные вещи мы носим не только на Домбае.

Ботинки мы брали в прокате, об этом я рассказала выше.

Еще отдельно отмечу косметику для защиты кожи от холода. Я советую взять с собой кремы для лица и рук, а также гигиеническую помаду, даже если обычно вы ею не пользуетесь: такие мелочи в Домбае купить сложно.

Горнолыжная экипировка: непродуваемые куртка и брюки с высоким поясом, балаклава, шапка, очки, воротник, перчатки, носки, термобелье, флисовая кофта
Горнолыжная экипировка: непродуваемые куртка и брюки с высоким поясом, балаклава, шапка, очки, воротник, перчатки, носки, термобелье, флисовая кофта
Муж в полной горнолыжной экипировке
Муж в полной горнолыжной экипировке

Жилье и парковка

Поселок Домбай расположен на высоте 1600 метров. Там хаотичная застройка и ощущение, будто попадаешь в прошлое. Но есть большой выбор жилья — гостиниц и апартаментов. Сетевых отелей в поселке нет. Жилье ищут на «Букинге» и «Авито». Цена зависит от сезона и количества человек.

Мы выбрали апартаменты «Вершина» в многоэтажном здании, в 250 метрах от канатной дороги. У квартир в этом доме не один владелец, поэтому под названием «Вершина» есть несколько предложений от разных собственников. За пять ночей мы заплатили 31 000 Р. В феврале 2021 года цена подросла до 45 000 Р.

При бронировании в «Вершине» нельзя выбрать конкретную квартиру — нам достались апартаменты на седьмом этаже с видом на горы. В квартире площадью 50 м2 не было межкомнатных стен, но продумано зонирование: спальная зона, гостиная с большим обеденным столом, кухня. В ванной комнате — душевая кабина и стиральная машина. Еще в апартаментах была сушилка для белья и полы с подогревом — это огромный плюс, потому что с трасс все приходят мокрые.

Мы остались довольны квартирой: в ней было все необходимое, а из окон открывался шикарный вид на горы. Мы с мужем считаем, что именно этот вид помог получить хорошее общее впечатление о Домбае. До сих пор вспоминаем, как утром пили кофе на застекленном балконе и смотрели на великолепные заснеженные вершины.

Отдельно мы заплатили за охраняемую парковку для машины — 1500 Р за пять ночей. Она была расположена во внутреннем дворе нашей гостиницы. Бесплатно машину на улице оставить негде: поселок маленький, вдоль двухполосной дороги стоят запрещающие знаки.

Наша студия в комплексе «Вершина». В этой же комнате стоит двуспальная кровать и еще один диван. В апартаментах есть собственная ванная, коридор и балкон. Источник: booking.com
Наша студия в комплексе «Вершина». В этой же комнате стоит двуспальная кровать и еще один диван. В апартаментах есть собственная ванная, коридор и балкон. Источник: booking.com
Ванная комната в наших апартаментах, в ней теплые полы и стиральная машина. Источник: booking.com
Ванная комната в наших апартаментах, в ней теплые полы и стиральная машина. 

Еда

Кафе есть на любой высоте, рядом с зонами посадки и высадки на канатной дороге. Каждый день мы обедали в кафе «Поднебесье» на учебном склоне. Еда там простая вроде борща и плова, но вкусная. Обед обходился нам в 1700—1750 Р на троих. Обычно заказывали три супа, три салата, чайник облепихового чая и десерт.

На склонах мы находились с 10:00 до 16:00—17:00, поэтому заходили в кафе не только на обед, но и чтобы перекусить. Брали чай, печенье и лимонад. За четыре дня на перекусы потратили 2220 Р.

У входа в кафе на курорте оборудованы места для лыж и сноубордов — это очень удобно. Внутри кафе есть умывальники для рук, а туалеты — на улице.

Обед в кафе «Поднебесье» на учебном склоне
Обед в кафе «Поднебесье» на учебном склоне

Мы три раза ужинали в кафе, которые выбирали на «Трипэдвайзоре». Наше мнение не совпало с выбором сервиса: лучшим тогда считалось кафе «Шумка», но нам в нем не понравилось. За три супа, два салата, картошку фри, традиционный пирог хычин и напитки мы заплатили 2600 Р. Еда нам показалась очень жирной, а обслуживание — долгим. Еще в счет были включены чаевые в размере 10% от суммы чека.

Еще два раза вечером ходили в кафе «У Зули». Там была вкусная еда, быстрое обслуживание, несмотря на большое количество столов и полную посадку. Забронировать стол «У Зули» заранее нельзя.

На первый ужин в этом кафе мы заказали много блюд. Цены были такие: помидоры с брынзой — 250 Р, харчо — 400 Р, овощное блюдо на основе баклажанов аджапсандали — 400 Р, хычин с мясом — 750 Р, грибы, овощи и баранина на мангале — 1500 Р, напитки из бара — 300 Р. За все заплатили 3150 Р. Второй ужин в кафе «У Зули» обошелся нам в 2800 Р.

Продукты. В Домбае нет привычных нам супермаркетов. В 200 метрах от наших апартаментов был один продуктовый магазин с ограниченным ассортиментом. В нем получится купить только самые необходимые продукты местных производителей: хлеб, молоко, сливочное и растительное масло, сыр, яйца, колбасу, творог и печенье. Товары знакомых брендов я на полках не увидела. За пять дней нашего пребывания завоза в магазин не было.

Если хотите чего-то более изысканного, например слабосоленой рыбы с руколой, авокадо и помидором, придется привезти их с собой. Мы взяли из дома для завтраков упаковку молотого кофе, овсянку и три пятилитровые бутыли питьевой воды на 600 Р.

Каждое утро и два раза вечером мы ели в апартаментах. На продукты для завтраков и ужинов мы потратили 2955 Р: покупали хлеб, молоко, картошку, сосиски, консервированный зеленый горошек, майонез и лимонад.

Что привезти из Домбая

Магниты и тарелки, пуховые платки и тапочки продаются в горах у подъемников и в поселке. Но мы предпочитаем привозить из поездок практичные подарки, поэтому ценами на стандартные сувениры не интересовались.

На мини-рынке в поселке всем родственникам и друзьям мы купили по пакету домбайского чая — это сбор трав из чабреца, душицы, мяты, донника, малины, зверобоя, земляники, иван-чая, барбариса и шиповника. Один пакет чая стоит 50 Р, три отдают за 100 Р. Мы набрали на 1500 Р.

Чай лучше заваривать в термосе и водой не разбавлять. В одной такой упаковке 38 граммов чая, его хватит на 12 завариваний в литровом термосе
Чай лучше заваривать в термосе и водой не разбавлять. В одной такой упаковке 38 граммов чая, его хватит на 12 завариваний в литровом термосе

Детали

Развлечения. С наступлением темноты поселок будто замирает. На улицах темно и тихо, шумят только на катке. Там работают несколько простых аттракционов вроде спуска по канату и проходит бесплатная дискотека, мы слышали песни группы «Руки вверх». Рядом с катком есть небольшие горки, с которых катаются на ватрушках.

Мобильная связь и интернет. У меня симкарта «Билайна», у мужа — МТС. У обоих связь была стабильной как в дороге из Москвы, так и на Домбае. Мы не покупали дополнительные пакеты услуг, все работало в рамках наших тарифных планов.

В поселке мобильный интернет не такой шустрый, как в Москве, но на экране телефона я видела 4G. В горах звонки работали, а вот интернета практически не было. Иногда сеть появлялась — и сообщения скопом приходили в мессенджеры.

Вайфай работал во всех кафе, где мы были: в поселке и на трассах.

Если что-то случилось

+7 8782 26-01-00 — круглосуточный телефон доверия МЧС по Карачаево-Черкесской Республике.

+7 8782 23-90-60 — Карачаево-Черкесский поисково-спасательный отряд МЧС им. В. М. Дзераева.

+7 928 380-47-42, +7 928 028-64-63 — спасательная служба в Домбае.

+7 8782 29-27-98 — телефон доверия ГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике.

+7 8782 29-27-96 — дежурная часть ГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике.

+7 928 388-86-74, +7 918 710-56-80 — травмпункт в Домбае.

+7 8787 95-82-63 — амбулатория в Домбае.

*390 — служба аварийных комиссаров на трассе М4 «Дон».

8-800-707-23-23, *2323 с мобильного телефона — информационный контактный центр «Автодора», если возникнут проблемы с транспондером.

112 — единый номер службы спасения.

Главное

  1. Настройтесь на не очень развитый сервис. Но его могут компенсировать великолепные виды, свежий воздух и хороший снег.
  2. Учтите, что в будние дни людей на трассах меньше.
  3. Если собираетесь большой компанией и хотите жить в одной гостинице, бронируйте жилье за несколько месяцев. Гостиниц много, но они небольшие.
  4. Проверьте техническое состояние автомобиля.
  5. Подготовьте всю экипировку. Если что-то забудете, выбирать на месте придется из узкого ассортимента. Вряд ли такие покупки будут в радость.
  6. Возьмите с собой настольные игры: досуг придется организовывать самим.
  7. Купите препараты, предотвращающие укачивание в транспорте, если кто-то плохо переносит дорогу.
  8. Не забудьте наличные.

Горнолыжный курорт Домбай на панорамах Google. Maps

640*200
Оцените статью