Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря

Что такое экраноплан?

Во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление оно заключалось в том, что при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя немного иначе, чем на большой высоте. Было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива, но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям.

Такое явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.

По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Экраноплан Лунь
Экраноплан Лунь
Экраноплан Лунь
Экраноплан Лунь

Где находится экраноплан Лунь?

Самый большой экраноплан проекта «Лунь» поменял место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на панораме гугл карт

На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров заняла больше 12 часов. Финальной точкой пути стал филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.

Карта-схема филиала парка «Патриот»
Карта-схема филиала парка «Патриот»

В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.

Управление капитального строительства города объявило тендер по выбору подрядчика, который займется комплексным благоустройством парка.

По данным источника, на эти цели из бюджета города планируют направить почти 410 млн рублей. Заявки на участие в тендере будут принимать до 27 апреля. Подведение итогов закупки состоится  11 мая.

В рамках проекта запланированы мощение аллей и дорожек, озеленение территории, установка малых архитектурных форм. Кроме того предполагается оборудовать стрельбище размером 4 тыс. кв. метров и спортивные площадки, общей площадью 3,7 тыс. кв. м.

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Другой экспонат парка.

На выполнение указанных работ подрядчику отведут чуть больше года.

Общий размер будущего парка – 204 тыс. кв. метров. Здесь будут находиться площадки для военно-тактических игр, интерактивные музейные выставки и образцы военной техники. В числе главных экспонатов парка выступит так называемый «Каспийский монстр» – экраноплан «Лунь».

От Махачкалы 120 км до г. Дербент — от Дербента 16 км до села Арабляр.

Добраться можно от станции Дербент на такси за 200 рублей, либо пешком от станции Авадан (примерно 5 км).

Координаты экраноплана Лунь: 41.936152°N 48.387043°E

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на карте

Экраноплан Лунь сверху
Экраноплан Лунь сверху
Экраноплан Лунь сзади
Экраноплан Лунь сзади
Экраноплан Лунь спереди
Экраноплан Лунь спереди
Экраноплан Лунь сбоку
Экраноплан Лунь сбоку
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря

История ракетного корабля-экраноплана Лунь

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Характеристики Ракетного корабля-экраноплана Лунь

  • Скорость — 500 км/час;
  • Длина — 73 м;
  • Высота — 19 м;
  • Экипаж — 10 человек;
  • Автономность его 5 суток;
  • Год выпуска — 1986
  • Дальность плавания — 2 тыс. км;
  • Мореходность, 5-6 баллов;
  • Вес — 300 тонн;
  • Размах крыла — 44 м.
  • Площадь крыла, 550.00 м2
  • Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
  • Тип двигателя 8 ТРД НК-87
  • Тяга: 8 х 13000 кгс
  • Высота полета на экране, 1-5 м

Крылатая ракета 3М-80 Москит

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Пусковые установки крылатой ракеты 3М-80
Пусковые установки крылатой ракеты 3М-80

Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 “Москит” был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.

На Лунь установлено 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
На Лунь установлено 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Первый эсминец проекта 956 “Современный” (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне “Северная верфь”) в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец “Отчаянный” заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на “Северной верфи” было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 – “Важный” и “Вдумчивый” (переименованные в “Екатеринбург” и “Александр Невский”) были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом “Москит”.

Крылатая ракета 3М-80
Крылатая ракета 3М-80

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса “Москит” на экраноплан “Лунь” проекта 963. Для этого на полигоне “Песчаная Балка” в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов “Москита”, оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск – из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго – 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный

Конструкция ракетного корабля-экраноплана Лунь

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний, и боевое, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

Фюзеляж

Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров. Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта. Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство. Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Крыло и оперение

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Топливо размещено в четырёх отсеках. Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым. Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Силовая установка

Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

Достоинства экранопланов:

  • Высокая живучесть
  • достаточно высокая скорость
  • у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
  • экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
  • для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
  • для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
  • современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
  • экранопланы относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши

Недостатки

  • одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
  • управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
  • экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
  • хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива

На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.В теории.

Фотографии Ракетного корабля-экраноплана Лунь внутри

Вход в экраноплан Лунь
Вход в экраноплан Лунь
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
 Массивный кнехт,для всяких плавсредств
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
В этом же тамбуре располагаются средства пожаротушения
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Идем дальше в сторону носа: по правую сторону встречаем гальюн.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
С этой же стороны каюта для экипажа (напомню,что автономность у экраноплана 5 суток)
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
По левому борту располагается камбуз(обратите внимание на обшивку)
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Продвигаемся вперед: справа бак для питьевой воды на 500 литров
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Помещение с аппаратурой
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Вот мы забрались почти в самый нос: здесь должен был быть небольшой якорь
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
В самом носу морская рлс
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Все оборудование сплошь морского стандарта,размера и веса

Экраноплан Лунь кабина пилотов
Экраноплан Лунь кабина пилотов
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Экраноплан Лунь место борт-инженера
Экраноплан Лунь место борт-инженера
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Общий вид: посередине экран морского радара,расположенного в носу экраноплана
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Боковые переключатели у КВСа
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Приборы вдоль правого борта
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Верхняя центральная панель
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Рассмотрим подробнее приборы на центральной панели: это со стороны 2 го пилота
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Это вид со входа в кокпит
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Люк для выхода на крышу экраноплана
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Спуск вниз из кокпита,обратите внимание на корабельного типа сигнализации
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Двигаемся теперь в сторону хвоста(кормы) это приборы неясного для меня назначения
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
система пожарной безопасности тк рядом вспомогательные двигательные установки ТА-6а
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Их две,по одной на 4 двигателя(если я правильно понял,то с их помощью осуществляется запуск),расположены с обоих бортов
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Если я правильно понял,то это испытательная записывающая аппаратура.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
На обратном пути нам попадается опять емкость с водой.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Заберемся на рабочее места стрелка,расположенное над кокпитом ,под первой парой ракетных установок
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Аварийный выход
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Это башенный агрегат БА-ЗДП! Это вроде как электродвигатель переменного тока!
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Продолжаем свое движение на корму
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Мощная проводка,но положена не так аккуратно ,как на самолетах
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Шланг для пожаротушения?
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Один из люков ,ведущий наверх на горизонтальные стабилизаторы хвостового оперения и к радарам ,установленным там.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Вид снизу на шахту в хвостовом оперении,по нему можно попасть во вторую кабину стрелка и на самый верх экраноплана
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Задняя кабина стрелка
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Люк вид сверху
Радар в хвосте экраноплана Лунь
Радар в хвосте экраноплана Лунь

Видео Ракетного корабля-экраноплана Лунь

Видео экраноплана Лунь внутри

Видео экраноплана Лунь внутри

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь». Съёмка с дрона

Ударный экраноплан “Лунь” | Каспийский монстр | Проект 903

Каспийский монстр! Полтора метра над водой. Проект “ЛУНЬ”

ПКР 3М-80. Крылатая ракета “Москит”

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря

Нереально красивый и огромный корабль. Всеми забытый….Обломок советской империи….

Заказ экскурсии по Дагестану телефон +79634183710

Оцените статью