Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский подземный музейный комплекс открылся после реконструкции, выполненной военными строителями в рекордные сроки. В музее была обновлена экспозиция, появились новые экспонаты, мультимедийные экраны, подсветка и звуковые эффекты, отремонтированы помещения площадью 19 тысяч квадратных метров.

Военные строители за два месяца превратили музей в новый современный арт-объект, – рассказал журналистам заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, посетивший сегодня музейный комплекс. – Мы действуем поэтапно. Первым проектом была Дорога памяти на территории главного храма Вооруженных сил России, а сейчас продолжение – этот музей, посвященный Черноморскому флоту и подводным лодкам. Здесь завершен первый этап, осенью приступим к реализации второго.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты от Центрального военно-морского музея МО РФ и Черноморского флота, в том числе – подводная лодка проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри.

– Музей и раньше притягивал большой интерес и внимание, а сейчас мы видим, что он преобразился в современный, интерактивный, уникальный музейный комплекс, не имеющий аналогов во всем мире, – сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

В результате реконструкции музей получил современные системы вентиляции и очистки воздуха, видеонаблюдение, помещения были защищены от сырости и влаги, стены очищены и покрыты специальной краской, а полы забетонированы.

Директор музея Юрий Тарариев сообщил , что Музей фортификационных сооружений, в состав которого входит Балаклавский подземный комплекс, был передан Управлению специальных проектов минобороны России. Это позволило провести такую масштабную реконструкцию в короткие сроки. Работы начались 19 февраля, а уже 9 мая музей принял первых посетителей. Строители работали в несколько смен, даже ночью. В результате бывший секретный военный объект был впервые приспособлен к работе в качестве современного музея и подготовлен к приему большого потока туристов. По словам директора, до реконструкции комплекс посещали около 250 тысяч человек в год.

Музей подводных лодок в Балаклаве

 Если раньше мы рассказывали на словах, как все могло происходить во время ядерного удара, то сейчас человек может все это прочувствовать на себе, увидеть, как идет взрывная волна, услышать работу счетчика Гейгера, – говорит Тарариев. – Ядерный арсенал теперь представлен в истинном виде, можно проследить всю процедуру загрузки торпед на подводную лодку. Рядом выставлены модели кораблей – носителей ядерного оружия. Это первый авианесущий крейсер “Киев”, атомный крейсер “Адмирал Нахимов”, ракетный корабль на воздушной подушке “Бора”, который и сегодня находится на вооружении флота.

Из новых экспонатов – гусеничный подводный аппарат МТК-200, напоминающий луноход. Это уникальная разработка советских конструкторов, предназначенная для поиска затонувших подлодок. В 1970-х годах в СССР было выпущено всего три таких аппарата. Также музею был передан настоящий спускаемый космический аппарат “Союз”, который был в космосе. Долгое время он использовался на Черноморском флоте для тренировок космонавтов на случай приводнения.

Экскурсию завершает пантеон памяти, в котором под потолком развешаны белые бумажные кораблики, а навстречу зрителю плывут лица погибших моряков.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Пантеон памяти появился по инициативе Тимура Иванова, – говорит Тарариев. – В нем представлены 3,5 тысячи портретов подводников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Режим работы музея подводных лодок в Балаклаве

Посещение: ср-вс с 10:00 до 16:20
Касса: ср-вс с 09:50 до 16:10
Выходные: пн, вт

СТОИМОСТЬ БИЛЕТА

Взрослые: 300 руб.
Учащиеся: 100 руб.
Дети 5-7 лет: бесплатно

ТЕЛЕФОН (ДЛЯ СПРАВОК)+7 (869) 263-75-90ТЕЛЕФОН (ЭКСКУРСИОННЫЙ ОТДЕЛ)+7 (978) 889 10 56

АДРЕС БАЛАКЛАВСКОГО ПОДЗЕМНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА: г. Севастополь, Балаклавский р-н. Таврическая набережная, 22. Центральный офис Музейного комплекса +7 (8692) 77-71-34 56, Экскурсионный отдел +7 978 889 10 56 E-mail: k-825@inbox.ru

Как добраться до музея подводных лодок в Балаклаве

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

Балаклавский подземный музейный комплекс

Закрытый город

Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

Музей подводных лодок в Балаклаве

На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Личный состав и обслуживающий персонал попадал на территорию объекта 825 ГТС через специальный тамбур. Сейчас это вход в музей, а выход после экскурсии осуществляется в арсенальный дворик объекта 820 РТБ. Для этого сейчас построен специальный мостик через канал, который соединяет территории объектов в единое музейное пространство. Все входы перекрываются специальными защитными железобетонными воротами, способными выдержать ударную волну ядерного взрыва.

Защитные ворота.
Защитные ворота. 

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

Балаклавский подземный музейный комплекс

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Балаклавский подземный музейный комплекс

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Балаклавский подземный музейный комплекс

Маршруты экскурсий

1. Подземный музейный комплекс в Балаклаве.

Маршрут №1: Обзорная пешеходная экскурсия, протяженностью 900 метров, по подземным лабиринтам горы «Таврос», продолжительностью 1 час 20 мин., с 12-ю остановками. Вы увидите первый в Советском Союзе подземный противоатомный, совершенно секретный объект, для укрытия подводных лодок от атомного взрыва, подземный морской 600-метровый судоходный канал, пронизывающий насквозь гору Таврос с севера на юг,  и единственный сохранившийся в Европе арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, в помещениях которого в настоящее время размещены  музейные экспозиции: входная группа – 1-й транспортный зал, экспозиция «История строительства подземного комплекса» – экспозиция «Подземный Севастополь» – главный транспортный коридор , выставка плакатов “История становления и создания атомного подводного флота СССР ” – пред доковая площадка – переход к арсенальной части музея – экспозиция ЦКБ  «Черноморец» – экспозиция “Подводные силы Черноморского флота” – переход к экспозиции «Подводные силы Черного моря в ВОВ» – восточный выход из подземного комплекса.

Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве

Маршрут №2: Маршрут проходит по водному каналу объекта 825 ГТС. Экскурсия дает возможность познакомиться с музеем категориям посетителей, для которых преодоление пешего маршрута протяженностью более 1 км является проблематичным – это пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, посетители с детьми до 5 лет. В ходе экскурсии по водному каналу Вы познакомитесь с уникальными фортификационными элементами Балаклавского подземного комплекса: батопортами, перекрывающими вход и выход из канала; места стоянок подводных лодок в случае нанесения ядерного удара; малым батопортом, отделяющим сухой док от основного канала и вблизи увидите сам док, где проводился ремонт подводных лодок, и элементы электрической кран-балки, с помощью которой осуществлялся процесс погрузки торпед на борт подводных лодок. Также вы познакомятся с историей создания и функционирования уникального гидротехнического сооружения по укрытию и ремонту подводных лодок и секретного объекта по хранению и регламентному обслуживанию ядерных боеголовок для ракет, ракето-торпед и торпед Черноморского флота. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

2. Музейный комплекс «Михайловская батарея» на Северной стороне г. Севастополя.

 Обзорная экскурсия по залам одного из самых ранних и сохранившихся сооружений Севастополя – Михайловской береговой батарее. Продолжительность экскурсии 60 мин. Вы совершите путешествие по территории и казематам Михайловской батареи, построенной в 1846 году, как одно из 10-ти фортификационных сооружений на побережье города. До сегодняшнего дня сохранилось всего две батареи — Михайловская и Константиновская, названные в честь великих князей, сыновей Николая I. Экспозиция  на площади более чем две тысячи квадратных метров отражает историю города-крепости. Почти двадцать тысяч уникальных экспонатов, размещенные на площади почти четырех футбольных полей  показывают достоверную историю становления города крепости. Множество экспонатов и артефактов демонстрируются впервые: собственные чертежи генерала Тотлебена,  личная печать адмирала Лазарева. Уникальна диорама Балаклавского сражения 25 октября 1854 года выполненная  в масштабе 1:72. Одним из уникальных экспонатов Михайловской батареи является орден Святителя Николая Чудотворца. Впервые публично демонстрируются фотографии автопробега Санкт-Петербург — Севастополь в 1911 году,  как император вручает награды победителям. Одна из жемчужин музея – однопудовый крепостной единорог на поворотной раме.   В России в артиллерийском музее есть только чертежи такого станка, а здесь он воссоздан так, как выглядел накануне Крымской войны. Впервые полностью представлена фото экспозиция история Качинской авиационной школы, основанная в Севастополе, и в свое время, размещавшейся в казематах Михайловской батареи. В числе уникальных предметов экспозиции вы увидите оригинал текста радиограммы Фрунзе Врангелю с предложением сложить оружие. Подлинные документы второй обороны Севастополя, настоящее стрелковое и холодное оружие того периода, более 60-ти флотских мундиров, которые ранее не были представлены в таком объеме ни в одном музее.

Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Мина корабельная КСМ.

Мина корабельная средняя КСМ. На второй картинке в галерее схема корабельной мины. На схеме 1. Якорь; 2. Буек верхней антенны; 3. Верхняя антенна; 4. Корпус мины; 5. Вьюшка минрепа; 6. Нижняя антенна; 7. Штерт-вьюшка. Мина устанавливалась на тележке. Тележка нужна, чтобы перемещать мину по палубе, докатить до ее края и сбросить в море. Дальше тележка выполняет роль якоря. Достигнув дна, освобождается минреп, мина всплывает и удерживается минрепом на заданной глубине, как воздушный шарик. Глубина места постановки от 120 до 1500 метров, диапазон углублений 10-210 м. Взрыватель неконтактный антенный КСМ. Диаметр опасной зоны 28 м, высота 36. Минимальный минный интервал – расстояние, на котором мина не взорвется от взрыва соседней, 60 м.

Мина авиационная донная (АМД).
Мина авиационная донная (АМД).

Мина авиационная донная (АМД). Как следует из названия, мина устанавливалась путем сбрасывания с самолета с высоты 300-600 метров при скорости самолета 300 км/ч. Сброшенная мина опускалась на парашюте, который отсоединялся при погружении мины. Мина оснащалась индукционным взрывателем, устанавливалась на глубинах от 3 до 30 метров. Оснащалась прибором срочности, обеспечивающим необходимую задержку включения аппаратуры, и прибором кратности, что позволяло осуществить взрыв проходящих кораблей после завершения возможного траления района установки. [3] Недостатком таких мин была низкая точность постановки из-за спуска ее на парашюте. Интересный момент для домохозяек. В качестве временного замедлителя срабатывания различных минных устройств зачастую используется обычный сахар. Сахар растворяется в морской воде, и исполнительное устройство получает свободу перемещения. Вот такой неожиданный конкурент домашней кухне.

Сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М"
Сверхмалая подводная лодка “Тритон-1М”

На преддоковой площадке расположилась сверхмалая подводная лодка “Тритон-1М”. Сверхмалые подводные лодки предназначались для обеспечения боевых пловцов. С их помощью проводилось боевое патрулирование, осуществлялись диверсионные операции. Первая лодка “НВ” (Носитель водолазов) семейства “Тритон” закончила свои испытания в 1959 году и была принята на вооружение всеми флотами СССР. Она была проста в эксплуатации и очень облегчала работу пловцов. Подводная лодка проекта 907 “Тритон-1М” прошла испытания в 1972 году. ВМФ разместил заявку на 32 лодки. Длина лодки 5 метров, высота и ширина менее 1,4 м. Водоизмещение 3,7 т. Дальность хода до 35 миль. Скорость 6 узлов, глубина погружения 40 м. Автономность при работе двигателя ограничивалась 7,5 часами. При необходимости лодка могла оставаться на грунте до 10 суток. Лодки этого проекта выведены из эксплуатации, в наличии осталось несколько штук сверхмалых подводных лодок на музейных площадках и в качестве образцов. Одна оказалась в Балаклаве, знаю еще одну в Музее мирового океана в Калининграде.

Макет ядерной боеголовки ракеты
Макет ядерной боеголовки ракеты

Макет ядерной боеголовки. Такая, казалось бы, безобидная “морковка”. Современные баллистические ракеты оснащены разделяющимися головными частями. На второй картинке схема применения баллистической ракеты Minuteman III. [6] 1. Старт ракеты из шахты; 2. Отделение первой ступени; 3. Отделение второй ступени;. 4. Отделение третей ступени от блока разведения; 5. Наведения блока разведения на первую цель; 6. Отделение первого блока, перенацеливание (развозка) и отделение блоков на вторую и третью цели. Стреляют, паршивцы, в нашу сторону. Ничего, наши ракеты имеют до десяти отделяемых блоков, а теперь еще и гиперзвук. Совместно с боевыми блоками могут использоваться ложные цели и постановщики помех для противодействия системам ПРО.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Виртуальный тур около входа в музей подводных лодок.

Видео о музее подводных лодок в Балаклаве

Объект 825 ГТС в Балаклаве, штольни, музей, Балаклавский подземный музейный комплекс
Балаклава. Музей в Балаклаве, секретный объект ГТС 825. Достопримечательности Балаклавы.
Легенды Крыма. Секретный объект 825
В Музее подводных лодок в Балаклаве завершилась масштабная реконструкция
Музей подводных лодок в Балаклаве открылся после реконструкции
Секретный объект: как устроен уникальный подземный музей в крымской Балаклаве

Оцените статью