Большая кольцевая линия — самый масштабный проект отечественного метростроения и один из самых крупных в мире. Полный ввод БКЛ — историческое событие, сопоставимое по влиянию на город с легендарным строительством первой линии московского метро.
Большая кольцевая линия — это уникальное архитектурное сооружение: 28 построенных с нуля станций и три полностью реконструированные. Это воплощение лучших традиций московского метростроения на ультрасовременном технологическом уровне.
Мировой рекорд Длина БКЛ — 70 километров с 31 станцией и тремя электродепо. Протяженность «старой» Кольцевой линии московского метро — 19,4 километра с 12 станциями — в 3,5 раза меньше. БКЛ обогнала на 13 километров прежнего чемпиона среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро.
Время До 45 минут в день может сэкономить пассажир с новыми маршрутами. Пассажирам не нужно ехать в центр для пересадки на другую линию.
Темп Всего 11 лет ушло на строительство Большой кольцевой линии. Станции построены в рекордно короткие сроки: работы на каждой станции велись в среднем 2−3 года. 11,5 тысячи человек в сутки участвовали в строительстве в пиковый период.
С колес Участок длиной 20 километров с 10 станциями был открыт на БКЛ в 2021 году. Это самый масштабный пуск с 1935 года.
Большая кольцевая линия метро Москвы в цифрах
- длина – более 70 километров;
- 31 станция, в том числе участок «Каховская» – «Каширская»;
- три электродепо.
Теперь БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав недавнего лидера – вторую кольцевую линию пекинского метро длиной 57 километров.
Ввод Большой кольцевой линии метро улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей Москвы и Московской области. На многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35 – 45 минут.
Начиная с 2011 г. правительство Москвы завершило строительство и реконструкцию 225 км линий, 109 станций, 4 дополнительных вестибюлей, 11 электродепо Московского метрополитена и МЦК. Сеть Московского метрополитена выросла в 1,5 раза.
Схема Большой кольцевой линии метро в Москве в 2023 году

Станции Большой кольцевой линии метро в Москве в 2023 году
- Южный участок БКЛ от «Каховской» до «Каширской» – 3,3 км.
Новые станции: «Варшавская» и «Каширская».
Экономия времени:
- от «Каширской» до «Университета» поездка сократится более чем в 1,5 раза – с 45 до 26 минут;
- от «Каховской» до «Новоясеневской» и далее к Битцевскому лесу – за 29 минут вместо 48, то есть в 1,5 раза быстрее;
- от «Варшавской» до транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Печатники» – за 12 минут вместо 48, то есть в четыре раза быстрее;
- с прежней Каховской линии до аэропорта Внуково – за 40 минут вместо 1 часа 20 минут, то есть путь станет в два раза короче;
- от «Варшавской» до ТПУ «Текстильщики» (завод «Москвич») – за 15 минут без пересадок вместо прежних 38 минут с двумя пересадками, то есть более чем в два раза быстрее.
В чем еще польза:
- удобнее станет в первую очередь жителям районов Зюзино, Москворечье-Сабурово, Нагорный, Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон;
- примерно на 25% разгрузится Кольцевая линия, до 16% – участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий;
- до 10% свободнее станет станция «Коломенская» Замоскворецкой линии, до 12% – «Павелецкая» Замоскворецкой линии и до 35% – «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
- до 8% разгрузится Каширское шоссе, до 12% – проспект Андропова, до 7% – Варшавское шоссе, до 9% – Южная рокада.
- Северо-восточный участок БКЛ от «Электрозаводской» до «Савеловской» – 7,2 км.
Новые станции: «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща».
Экономия времени:
- от «Рижской» до «Сокольников» путь сократится в 5,5 раза – с 17 до трех минут;
- от «Рижской» до «ЦСКА» – 12 минут вместо получаса, то есть в 2,5 раза;
- от «Сокольников» до «Петровского парка» – 12 минут вместо 27 минут, то есть более чем в два раза быстрее;
- от «Марьиной Рощи» до «Нижегородской» – 18 минут вместо 40 минут, то есть более чем в два раза короче.
В чем еще польза:
- разгрузятся действующие станции метро – «Сокольники» Сокольнической линии (до 25%), «Рижская» Калужско-Рижской линии (до 20%) и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии (до 20%);
- свободнее станет на улице Сокольнический Вал – до 10%, Третьем транспортном кольце (ТТК), проспекте Мира, Дмитровском шоссе, улицах Русаковская, Гастелло и Шереметьевская – до 5%.
- Восточный участок от «Каширской» до «Нижегородской» – 10,7 км.
Новые станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики».
Экономия времени:
- из Нагатинского Затона в Текстильщики до завода «Москвич» можно добраться почти в 8,5 раза быстрее – за 6 минут вместе 50 минут;
- от «Кленового бульвара» до «Университета» – за 25 минут вместо часа, то есть в 2,5 раза быстрее;
- от «Текстильщиков» до «Сокольников» – за 15 минут вместо получаса, то есть в два раза быстрее;
- от «Печатников» до Битцевского леса – за 36 минут вместо 52 минут, то есть в 1,5 раза быстрее.
В чем еще польза:
- удобнее станет горожанам, живущим или работающим в восьми районах – Текстильщики, Печатники, Люблино, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нижегородский и Лефортово. В среднем они смогут экономить на ежедневных поездках по городу до 45 минут. При этом в районе Нагатинский Затон метро появится впервые;
- разгрузятся действующие станции метро – «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии (до 27%), «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии (до 21%), «Авиамоторная» Калининской линии (до 15%), «Коломенская» Замоскворецкой линии – до 10%;
- свободнее будет на Люблинской улице – до 12%, Рязанском проспекте – до 9%, Волгоградском проспекте – до 4%.
Читайте также – Московские центральные диаметры