Аэропорт Сухума планируют открыть в 2024 году

Власти Абхазии снова заговорили об открытии в республике собственного аэропорта. Заявленный срок – 2024 год. Эти планы прокомментировали туроператоры и эксперты. По их мнению, необходимо сначала просчитать эффективность и целесообразность самого проекта с учетом сезонности направления и других важных факторов. Что сейчас известно?

Когда откроют сухумский аэропорт? Этот вопрос интересует очень многих, как внутри Абхазии, так и многочисленных гостей «Страны души». Это естественно, так как, чтобы добраться из Москвы до Сухума сейчас требуется примерно десять часов. Надо лететь самолетом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу снова маршрутка или таксиПоезд по Абхазии идет слишком долго, несколько частов. Настроения такие перспективы путешественникам не добавляют, тем более в курортный сезон на пограничном переходе абхазо-российской границы на реке Псоу очень часто бывают большие очереди. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии. Но сухумский аэропорт не работает уже много лет.

Президент Абхазии Аслан Бжания в среду в ходе визита в Башкирию анонсировал несколько важных решений по развитию транспортной доступности республики в перспективе ближайших нескольких лет.

Так, к 2024 году будет упрощена работа пункта пропуска между Абхазией и Россией. Г-н Бжания сослался на межгосударственное соглашение между РФ и Абхазией от 2014 года, которое предусматривает свободное перемещение людей, перемещение грузов, товаров и услуг без ограничений через пункт пропуска Псоу. По словам абхазского политика, до настоящего времени данный пункт договора так и не был реализован. Но в течение двух лет, возможно, это наконец-то произойдет.

По его словам, условия для ослабления пограничного режима уже созданы, но это требует «определенных подготовительных, организационных и правовых мер», и движение в этом направлении есть. Бжания уточнил, что ежегодно границу пересекают 11 млн раз, 99% – граждане РФ.

Кроме того, г-н Бжания подтвердил планы по перезапуску в 2024 году модернизированного аэропорта в Абхазии. У проекта есть российский инвестор. Других деталей, например, о возможных сроках открытия авиасообщения глава Абхазии не сообщил.

Почему аэропорт в Сухуме – это дорого и нерентабельно

Эксперты, с которыми пообщался «Вестник АТОР», сомневаются в целесообразности абхазского аэропортового проекта в условиях внешних санкций и новой экономической реальности.

По их мнению, есть объективные факторы, которые не позволят абхазской стороне самостоятельно запустить и эксплуатировать аэропорт, а российской – гарантировать его техническое наполнение и рентабельную загрузку, а также взять на себя финансовые обязательства по его содержанию.

Для начала вспомним историю сухумского аэропорта. Он был построен в середине 50-х годов прошлого века вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-востоку от Сухума, практически на берегу сухумской бухты и несколько раз был модернизирован.

«В отличие от сочинского аэропорта, сухумский аэропорт более удобен для захода на посадку. По этой причине в советское время сухумский аэропорт считался основным в этом регионе. Длина взлетно-посадочной полосы в 3,6 км позволяет принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор», – рассказывает координатор партнерства «Абхазские проекты» Кирилл Базилевский.

В советский период пассажирооборот сухумского аэропорта составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. В результате абхазо-грузинской войны авиагавань прекратила деятельность и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации.

Сухумский аэропорт
Сухумский аэропорт

Международная организация гражданской авиации (ICAO) аннулировала код аэропорта Сухум и изъяла информацию о нем из своих документов. В июле 2019 года правительство Абхазии приняло постановление о придании Сухумскому аэропорту статуса «аэродрома совместного базирования» и присвоении буквенного кода.

В соответствии с этим документом, воздушному пространству Абхазии был присвоен четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации РФ (AIP). Первая буква присутствует в кодах аэропортов постсоветского пространства, вторая обозначает город Ростов-на-Дону, где авиадиспетчерская служба контролирует все проходящие через регион авиалинии, третья – Абхазию, четвертая – Сухум.

Попытки реанимировать аэропорт в Абхазии предпринимались на протяжении последних 10 лет, но всякий раз до конкретики не доходило. Возможно, одной из причин этого является нулевая рентабельность проекта. Еще в 2014 году турецкие специалисты посчитали, что для прибыльной работы аэропорта здесь необходимо население не менее 1,5 миллиона человек.

«Столько в Абхазии и в советские времена не проживало, но на этот аэропорт в советское время были завязаны и жители западной Грузии. Сейчас же жителям наиболее населенного Гагрского района проще пользоваться аэропортом Сочи, а в восточной части Абхазии и людей значительно меньше, и туристические потоки не сравнить с Гагрой», – поясняет Кирилл Базилевский.

К тому же, как подчеркивает г-н Базилевский, для обслуживания аэропорта нужен технический персонал, который нужно набрать и обучить, и спецтехника, которую нужно будет покупать и обслуживать.

«Весь груз этих расходов ляжет на абхазский бюджет, который такие траты просто не потянет. Только на запуск аэропорта нужно более 8 млрд рублей по ценам 2021 года. Общий объем доходов республиканского бюджета на 2022 год утвержден в сумме 9,43 млрд р., из которых примерно половина – это финансовая помощь России. Сумма 8 млрд р. на аэропорт – деньги для Абхазии фантастические», – резюмирует эксперт.

Туристы все равно полетят в Сочи

Эксперты сомневаются и в том, что сухумский аэропорт сможет работать круглогодично ввиду ярко выраженной сезонности спроса на абхазском направлении. Основной пик турпотока в Абхазию (70-75%) традиционно приходится на лето, а в низкий сезон велики риски простоя аэропорта.

Не будет заметных преимуществ и с точки зрения трансфера для туристов. Как отмечает вице-президент АТОР генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, время трансфера из Сухума, например, в Гагру и Пицунду по времени почти сопоставимо с продолжительностью трансфера из сочинского аэропорта.

«Туристов устраивает прилет в аэропорт Сочи и дальнейший трансфер в Абхазию. Были периоды, когда трансфер до Абхазии занимал 50 минут. С ростом экскурсионного потока в Абхазию в высокий сезон и за счет активного передвижения через границу самих абхазцев, на пограничном пункте возникают очереди. Но этот вопрос, скорее, в логистике и эффективных схемах пропуска туристов. И это решение вовсе не требует запуска аэропорта», – говорит г-н Ромашкин.

По мнению г-на Ромашкина, открытие аэропорта в Сухуме не отменит пограничного контроля, плюс будет только в комфортности путешественников – например, в ожидании проверки паспортов они будут стоять под кондиционером, а не на солнцепеке, как сейчас. А вот в том, что в Абхазию по примеру Сочи будет запущено множество рейсов из многих крупных городов России, глава «Дельфина» сомневается.

«Большинство туристов все равно будет прилетать в Сочи. Это многим удобно и понятно. Поэтому открытие нового аэропорта в Абхазии не приведет к резкому росту турпотока в республику. Да, возможно, в летний сезон будет прибавка в 5-15% к общему трафику, но инвестиции в несколько миллиардов рублей ради этого сомнительны», – полагает вице-президент АТОР.

По его мнению, большего эффекта туризму и экономики Абхазии принесет запуск свободного перемещения через границу с отменой всех соответствующих процедур погранконтроля.

Представители авиаотрасли солидарны с другими спикерами. По их оценкам, даже несмотря на ограниченность вариантов перелетов за рубеж и высокую загруженность аэропорта Сочи, который развивается как международный авиахаб, российские авиакомпании с осторожностью будут подходить к запуску рейсов в Абхазию.

Это связано как с сезонностью и низкой рентабельностью направления, так и с надеждой на потенциальное смягчение западных санкций. Возможно, конечно, что при должном субсидировании авиарейсов и других стимулах и найдутся авиаперевозчики, желающие поставить регулярные рейсы в Абхазию.

«В любом случае, надо сначала дождаться реального запуска сухумского аэропорта. С учетом санкций, которые осложняют его техническое и аэронавигационное оснащение, ввод объекта в эксплуатацию может затянуться. Как откладывали это и ранее», – резюмирует один из экспертов.

Краткая история сухумского аэропорта

Сухумский аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. Расположен в 18 километрах от Сухума в селе Бабушара Гулрыпшского района, Во времена СССР пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. Это был основной аэропорт региона.

Старый сухумский аэропорт
Старый сухумский аэропорт

После абхазо-грузинской войны и изоляции Абхазии сухумский аэропорт деятельность прекратил по решению Международной организации гражданской авиации (ICAO) от 2010 года не присваивать ему статус международного по требованию Грузии. На сегодняшний день сухумский аэропорт принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Есть еще рейсы малой авиации в высокогорное село Псху.

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

До 2008 года вопрос открытия сухумского аэропорта даже не рассматривался. В условиях, когда Абхазия находилась в международной изоляции это было абсолютно бессмысленно. После признания Россией независимости Абхазии ситуация изменилась и абхазские власти стали искать способы открытия аэропорта, на восстановление которого требовались немалые средства.

В 2011 году правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт», который входит в империю миллиардера Романа Троценко, который является так же советником всесильного Игоря Сечина.  Речь шла об инвестициях в новый терминал аэропорта в размере 100 миллионов долларов. Однако, никаких практических шагов за этим не последовало.

В 2014 году власти Абхазии пытались договориться с другим российским олигархом Олегом Дерипаской. Его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», должна была сделать реконструкцию сухумского аэропорта, построив так же и другие объекты инфраструктуры, а абхазы отвечали бы за сам аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Через год стало понятно, что Дерипаска пошел в отказ. Сейчас сложно сказать по каким моментам стороны не договорились.

Олег Дерипаска
Олег Дерипаска

В 2019 году стало известно, что инвестором сухумского аэропорта может стать компания «Аэроинвест», аффилированная с холдингом «Синдика» бывшего главы Кабардино-Балкарии, а сейчас сенатора  Арсена Канокова. Планировалось, что аэропорт заработает через 2 года. Но президента Хаджимба вынудили уйти досрочно, а новый президент Аслан Бжания в 2020 году сообщил, что инвестор отказался от проекта. Тем не менее, от планов по запуску аэропорта Бжания не отказался.

И, наконец, в мае  2021 года власти Абхазии заявили, что появился инвестор, что ведется работа над проектно-сметной документацией, на которую выделено 120 миллионов рублей. Аслан Бжания не предоставил до сих пор информацию, с каким инвестором достигнуто соглашение. Уже в октябре 2021 года по результатам встреч президента Абхазии в Москве был определен порядок реализации проекта. Документация должна быть готова к осени 2022 года, а первые рейсы планируются на январь 2024 года.

Плюсы и минусы открытия сухумского аэропорта

В первую очередь, когда говорят о перспективах сухумского аэропорта , то поднимается вопрос его рентабельности. Еще в 2014 году турецкие специалисты просчитали, что для прибыльной работы сухумского аэропорта необходимо население не менее 1,5 миллиона человек. Столько в Абхазии и в советские времена не проживало, но на этот аэропорт были завязаны и жители западной Грузии. Сейчас же жителям наиболее населенного Гагрского района проще пользоваться аэропортом Сочи, а в восточной части Абхазии и людей значительно меньше, и туристические потоки не сравнить с Гагрой.

Чтобы аэропорт обслуживать нужен технический персонал, даже если не вести речь о создании абхазской авиакомпании. Это по самым скромным подсчетам более 10 миллионов рублей в месяц. Нужны сотни единиц спецтехники, которую тоже нужно будет покупать и обслуживать. Не знаю, что именно не устроило в том же 2014 году Дерипаску, только финансовые показатели или же еще что-то, но олигарху в умении считать деньги не откажешь.

Получается, что весь груз расходов ляжет на абхазский бюджет, который такие траты не потянет. На запуск аэропорта нужно более 8 миллиардов рублей. Общий объем доходов республиканского бюджета на 2022 год утвержден в сумме 9 миллиардов 430 миллионов 558 тысяч рублей, в том числе финансовая помощь России в целях социально-экономического развития Абхазии в сумме 4 миллиарда 376 миллионов 513 тысяч рублей, в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2020-2022 годы в сумме 1 миллиард 350 миллионов рублей.

То есть, 8 миллиардов на аэропорт деньги для Абхазии фантастические, а выхлоп сомнительный. Разумеется, мне тоже хочется, чтобы появилась возможность летать в Абхазию напрямую из Москвы, но все же лучше при этом оставаться реалистами. Можно, конечно, рассчитывать на увеличение туристических потоков и рост инвестиций после открытия аэропорта, но это возможно только в случае комплексного подхода. То есть должен быть готовый инвестиционный план, четко сформулированные предложения для инвесторов, нормальное законодательство. Тогда достаточно быстро можно было бы получить средства на содержание аэропорта. Но ничего этого нет. Даже кадастра нет. Потребуются годы, чтобы Восточная Абхазия стала курортным местом. А деньги на аэропорт нужно будет выкладывать сразу.

Видео о аэропорте Сухума

Видео Абхазия планирует восстановить аэропорт Сухуми к 2024 году
Видео Заброшенный аэропорт | аэропорт призрак | Абхазия | Сухум
Видео Сухумский аэропорт
Аэропорт Сухуми, 1988 год
Оцените статью