Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана

Крепость Кала-Корейш находиться в Кайтагском районе и является одним из выдающихся памятников культуры. Она расположена на высоте 1000 метров. Со всех сторон крепость ограничена крутыми и большей частью отвесными скалами.

Легенды и мифы древней крепости Кала-Корейш

У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10—14 миллионов лет назад. Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Эта версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского — «крепость корейшитов» (местные жители называли село по-своему — Урцмуци).

Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана

В VII—VIII вв. (если верить арабским летописям) либо в IX—X вв. (в соответствии с исторической хроникой «Тарих Дагестан») в Кайтаг пришли арабские газии — поборники ислама, которые под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали новую религию в Дагестане. Труднодоступная вершина горы, стоящей у слияния пяти рек, была для воинственных миссионеров идеальным стратегическим пунктом. Со всех сторон гору окружали ущелья, в село вела только узкая тропинка над отвесным обрывом. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, были настоящей крепостной стеной. Укрепив поселение и построив систему сигнально-оборонительных башен, пришельцы превратили Урцмуци в один из первых форпостов распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь была резиденция кайтагских уцмиев, которые, приняв ислам, утверждали, что ведут свой род от дядей пророка Мухаммеда — корейшитов Хамзы и Аббаса, — чьи потомки завоевали Кайтаг. — Это не более чем версия, — говорит Махач Мусаев, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана

Он объясняет, что это обычная практика: когда правящая династия как бы легитимизирует свою власть, возводя свой род к героям, царям, мифическим персонажам, богам, пророкам. — Самый древний исламский артефакт, найденный нами в Кала-Корейше, относится к началу XI века. Значит, можно говорить о том, что как минимум в середине X века сюда пришли мусульмане. Но к этому времени Арабский халифат уже сдавал свои позиции, и с большой долей вероятности мы можем говорить, что в Кала-Корейш пришли не арабы, а сельджуки или другие газии. Это было весьма распространенным явлением в раннем средневековье — отправиться за границы мусульманских земель нести ислам язычникам. К тому же на могилах первых кайтагских уцмиев имена не арабские, а местные, например Ахсибар, Хиздан. То есть апелляция к дядям пророка, причисление их к своим предкам — не более чем политический ход, попытка доказать свои права на престол в период дефеодализации. Поэтому мы не знаем, когда именно было основано поселение и когда было завоевано арабами, да и были ли это арабы.

Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана

Джума-мечеть XI века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые. Стелы выполнены в едином «уцмийском стиле»: на плите из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительный орнаменты. Удивительно: на редких могилах встретишь имя покойного.

— Из 39 надгробий имена есть только на пяти-шести. Арабская вязь выполняет не только эстетическую функцию, но в первую очередь — смысловую. Текст первичен, — комментирует эту особенность Махач Мусаев. — Он соответствует традиции и носит назидательный характер: рассказывает о неизбежности смерти, которая вместе с тем — «дверь» в загробный мир, о равенстве всех перед Господом, о бренности мира. «Все сущее тленно, кроме Него», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?», «И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты» — изречения говорят о тщете всего сущего, о том, что имя человека забудется, останется лишь вечная мудрость. — Помимо текстов из Корана на плитах вырезаны отрывки из произведений поэтов разных стран. Так, на надгробии Амир-Хамзы (XVIII век) — стихи андалусского ханафитского ученого XI века Абу-Бакра ат-Туртуши. На других стелах встречаются тексты Фараздака — арабского поэта VII—VIII вв. из Басры; Зейн аль-Абидина — правнука пророка, подвижника, философа, очень набожного человека, жившего в Медине в VII веке, — продолжает Мусаев.

Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана
Надпись на надмогильной плите уцмия Амир-Хамзы, сына Мухаммад-хана, сына Ахмад-хана, 1788 год
«Где прежние цари и целые народы? Куда ушли былые поколения? Где те, чьи головы были увенчаны коронами? Куда делась вся их челядь и свита? Где те, кто так гордился своею мощью и ратью? Куда делись те, кто обладал могуществом и властью? Воистину Аллах вывел их из просторов замков в тесноту могил, И пребывают они там под тяжестью камней и скал!»
Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Но если все изречения на могилах посвящены смерти, то изображения говорят о вечности жизни. — Удивительно, что дагестанские камнерезы пользуются мотивами и символами, которые появились задолго до ислама: здесь и бесконечная виноградная лоза, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями у корней, и солярные знаки, и свастика. Все это общемировые символы, которые появились еще в первобытные времена и встречаются в искусстве Ирана, Древней Руси, среди рунических камней викингов, у народов Дальнего Востока… Так, львы и орел, изображенные на саркофагообразном надгробии Хиздана XII—XII вв., поразительно напоминают животных, вырезанных на стенах Дмитровского собора во Владимире конца XII века.

Село-крепость Кала-Корейш на юге Дагестана

Надписи на надгробиях в селе Кала-Корейш:

  • Сгинули все, и некому поведать тебе. Покинули все этот свет, и нет ответа от них.
  • Все сущее тленно, кроме Него. За Ним — решение, и к Нему вы будете возвращены.
  • И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты.
  • Где тот, что был унижен, и тот, что был превознесен?
  • Господь — Он тот, кто создал нас безгрешными. Затем мы возвращаемся к Нему с грехами.
  • Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?
  • Смерть — это дверь.

Как добраться до крепости Кала-Корейш 

До крепости Кала-Корейш можно добраться двумя путями: пешком и на внедорожнике. Но сначала надо попасть в горы. Для этого нужно поехать на машине или на маршрутке в сторону села Кубачи. Маршрутка несколько раз в день (в зависимости от заполнения) отъезжает от Северной автостанции Махачкалы.

Дорога до Кубачи сначала асфальтированная, затем — грунтовая, но широкая и вполне приличная. От Кубачи до Кала-Корейш идет горная тропа. Ехать можно только на внедорожниках. Не доезжая всего нескольких километров до села Кубачи, слева Вы увидите не очень яркий рекламный щиток, на котором написано «К крепости Кала-Корейш 4,5км». Дальше — горный серпантин, узкий и сложный.

Пеший вариант для паломников — с нижней стороны через село Джурмачи. Не доезжая села, справа увидите указатель «Кала-Корейш 1,2 км». Это начало тропы.

Крепость Кала-Корейш в Дагестане на карте:

Адрес: Россия, Дагестан, Дахадаевский район

GPS: 42.1029, 47.656754

Более популярная версия зарождения Кала-Корейша отправляет нас к корейшитам — древней народности с Востока, первым мусульманам, поборникам веры. Именно от них произошел пророк Мухаммед, и если верить древним сказаниям, арабские поселенцы пришли в горный Дагестан в начале VII века. В пользу этой версии говорит и название села — Кала-Корейш переводится с арабского как «Крепость корейшитов».

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Кто бы городок не основал, у него был отменный вкус. Только представьте: почти недоступная вершина горы, со всех сторон окруженная ущельями и каньонами, рядом — слияние пяти рек, и только узкая тропинка вверх вьется над обрывом. Каменные стены домов становились продолжением гор, превращаясь в настоящую крепостную стену.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Построив неприступный город-крепость с сигнальными башнями (от них сохранились лишь руины), поселенцы занялись душой. Кала-Корейш стал одним из первых оплотов распространения ислама в Дагестане, и далее по Кавказу. Здесь располагалась столица Кайтагских уцмиев — средневековых правителей феодального государства. Впрочем, это также одна из версий — подлинный возраст и происхождение города-крепости неизвестны.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

В пользу арабской версии говорят и древние надгробия. Их роспись — нечто невообразимое, тут и замысловатая вязь, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями внизу, и богатые виноградные кисти, и геометрические рисунки. Надписи — не только суры из Корана, как можно предположить, но и философские изречения древних мудрецов, и отрывки из произведений поэтов разных стран и эпох. Причем, почти нет имен усопших, исключительно память тысячелетий.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Несколько лет назад изучением этого бесценного (и так быстро разрушающегося) наследия занялся благотворительный фонд «Пери». Все памятники были оцифрованы с помощью новейшей технологии — 3D-сканера, и воссозданы с точностью до крошечной черточки.

Работа невероятно кропотливая и долгая, зато сейчас все цифровые модели надгробных плит, саркофагов, дверей мечети можно потрогать, рассмотреть детально. Кстати, это первый и единственный случай в истории Эрмитажа, когда музей показал коллекцию репродукций — без единого оригинала.

Непременно зайдите в мечеть. Прохладный зал, беленые стены, четыре каменные колонны, поддерживающие крышу, сохранились от «старой обстановки» — остальное реконструировано. В горах без должного ухода всё быстро разрушается — ветер, дожди и оползни делают свое черное дело. Вы ведь помните историю призрачного Гамсутля.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш
Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Двери сейчас тоже обычные, современные. Роскошный оригинал хранится в Национальном музее Дагестана, в Махачкале. Мы для вас сходили и сфотографировали.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Кстати, эти двери тоже необычные. По мнению ученых, они даже более древние, чем сама мечеть. Первоначально ими запирали христианскую церковь в Кубачах, а позже, когда на этих землях победил ислам, они перекочевали к мечети соседнего села.

Визит в Кала-Корейш удобно совместить с посещением легедарного аула златокузнецов Кубачи. Между ними всего несколько километров по грунтовке.
Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Рассмотрев двери, загляните в мавзолей. Здесь похоронены кайтагские уцмии, для мусульман место священно и почитаемо.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш
Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Для всех остальных — просто невероятно интересно, мистично, и волшебно. В сочетаний с окружающей тишиной и покоем впечатление производит невероятное — действительно, что-то особенное в его ауре есть.

Хотя подъем к нему долог и труден, Кала-Корейш расположен на вершине священной горы. И паломники, и туристы, и исследователи поднимаются пешком по старой дороге, которая сама по себе считается почти чудом — ее не разрушили ни время, ни дожди, ни горные оползни. Дойти не просто, но наверху вас ждет душевный подъем — это подтвердила наша мама, геройски покорившая гору.

Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш
Слова камней. Путешествие в город-крепость Кала-Корейш

Небольшой совет: отправляясь в Кала-Корейш, подготовьте просьбу к высшим силам. Наверняка исполнится.

Видео Села-крепости Кала-Корейш

П.С. А после обязательно зайдите в махачкалинский музей — полюбоваться на потемневшие за тысячу лет двери.

Оцените статью